РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.06.2017 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лобановой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Нахапетян И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2329/17 по административному иску Х.З.К. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказ в согласовании предоставления границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с административным иском, указав, что на основании договора купли-продажи от дата. ее мужу принадлежала ? доля домовладения, состоящая из двух домов одноэтажных, с тремя пристроями, жилой площадью *** кв.м., полезной площадью *** кв.м., служб и сооружений. Домовладения расположены согласно договора купли-продажи на земельном участке площадью *** кв.м., ее строение расположено на участке *** кв.м.. После смерти мужа дата. открылось наследство в виде ? доли дома, расположенного по адресу: адрес Согласно решению Октябрьского районного суда адрес от дата. право собственности на *** долю домовладения признано за ней. Решением от дата. прекращено право общей долевой собственности между истицей и другими собственниками, признано право собственности на часть жилого помещения. Истицей изготовлена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале №..., территориальная зона Ж-5 на кадастровом плане территории по сложившемуся порядку пользования истица занимает земельный участок *** кв.м., пользуется им и содержит. дата. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара о согласовании границ и предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Распоряжением ДУИ от дата за номером №... отказано в согласовании границ земельного участка. Просит признать действия Департамента управления имуществом г.о. Самара по отказу в согласовании границ земельного участка незаконными, обязать департамент управления имуществом г.о. Самара согласовать границы земельного участка площадью *** кв.м., земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: адрес.
В судебном заседании административный истец Х.З.К. и представитель административного истца–Б.А.Г., действующая по доверенности от дата. представившая ордер №... от дата заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара – И.А.М., действующая по доверенности дата., административные требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административный истец обжалует распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара, вынесенное дата., административный иск согласно почтовому штампу направлен в пределах установленного срока на обращение в суд.
адрес от дата №...-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти адрес в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории адрес, определении полномочий органов государственной власти адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории адрес и внесении изменения в статью адрес «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями адрес» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с дата отнесено к компетенции Администрации городского округа Самара.
Пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от дата №... «Об организации работыпо реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» обязанность по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, возложена на Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от дата. супруг Х.З.К. – Х.Р.И. приобрел ? доли жилого дома, состоящего из двух домов с пристроями по адресу: адрес,
Решением Октябрьского районного суда адрес от дата. за Х.З.К. признано право собственности на *** доли жилого дома, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес.
Решением Октябрьского районного суда от дата прекращено право общей долевой собственности на жилой адрес в адрес между К.Г.И. и Е.А.В., К.Г.С., Х.З.К..
Решением Октябрьского районного суда адрес от дата. прекращено право собственности Х.З.К. на ***, расположенного по адресу: адрес.
дата Определением Октябрьского районного суда адрес разъяснено заочное решение Октябрьского районного суда адрес от дата.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Указанные положения согласуются с положениями п. п. 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закон о кадастре), согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.(действовал до дата)
Согласно ст. 28 Федерального закона от дата N 218-ФЗ (ред. от дата) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с дата) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
дата. Х.З.К. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара о согласовании границ и предоставлении земельного участка в собственность, без проведения торгов.
дата Департаментом управления имуществом г.о. Самара было вынесено распоряжение №... об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 144 кв.м., занимаемого индивидуальным жилым домом, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: адрес на основании подпункта 2 пункта 8 ст. 39.15, п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается
Таким образом, на момент рассмотрения заявления Х.З.К. были выявлены препятствия в предоставлении испрашиваемого земельного участка, потому распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 109 от дата. об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: адрес, является правомерным и обоснованным, оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене у суда не имеется.
Требование истца об обязании департамента принять решение о предварительном согласовании земельного участка удовлетворению не подлежит, так как законом не предусмотрено возложение судом указанных обязанностей на государственный орган.
Истец не лишена права обращения с иском в суд о признании права собственности на спорный земельный участок в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ
Административный иск Х.З.К. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 06.06.2017г.
Судья Ю.В. Лобанова