адм. дело №2а-4397/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» октября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н. И.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЮКОН логистик» к Управлению государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене предписания №54 от 22.05.2017г. в части п.4 – обеспечение повышение квалификации водителей ( ст. 20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ),
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЮКОН логистик» обратилось в суд и указывает, что по результатам проверки, проведенной УГДН по Воронежской области 22.05.2017г. было вынесено предписание №54 об устранении нарушений транспортного законодательства. Предписание на общество возложена обязанность по обеспечению квалификации водителей (ст.20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ). Административный истец полагает предписание в части п.4 является незаконным и просит его отменить, так как в обществе утвержден учебный план ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств на 2017г., ведущим специалистом по безопасности дорожного движения с привлечением профильных специалистов, проводились занятия, направленные на повышение профессионального мастерства водителей, о чем свидетельствуют записи в журнале учета проведения «Ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций», исходя из чего требования ст. 20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ обществом исполняются. Кроме того, полалагют нарушен порядок проведения проверки, так как уведомление о её проведении обществом было получено только 04.04.2017г., в то время как проверка проводилась в период с 24.04.2017г. по 24.05.2017г.
Представитель административного истца ООО «ЮКОН логистик» по доверенности Неранов А.В. поддержал административное исковое заявление и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области (УГАДН по Воронежской области) по доверенности Иванов Д.А. считает иск не подлежащим удовлетворению, при этом в судебном заседании не смог обосновать законность вынесенного предписания в части п.4 и представить доказательства законности его вынесения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные суду доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений сторон, акта проверки, предписания, уведомления, судом установлено, что 04.04.2017г. в ООО «ЮКОН логистик» поступило распоряжение органа государственного контроля (надзора) УГАДН по Воронежской области №168 от 28.03.2017г. о проведении проверки (л.д.12), которая согласно уведомления от 28.03.2017г. будет проводиться в период с 24.04.2017г. по 24.05.2017г. (л.д.10-11). Уведомление так же было получено юридическим лицом 04.04.2017г., о чем представитель ответчика пояснил в судном заседании. В акте проверки №115 от 22.05.2017г. УГАДН по Воронежской области указано, что повышение квалификации водителей юридическим лицом ООО «ЮКОН логистик» не организовано. Нарушены требования ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст. 20, п.9 Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014г. №7. 22.05.2017г. УГАДН по Воронежской области было вынесено предписание№54 ООО «ЮКОН логистик», в п.4 которого указано обеспечить повышение квалификации водителей (ст.20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ) со сроком выполнения 22.07.2017г.
Предписание №54 от 22.05.2017г. в части п.4 обеспечить повышение квалификации водителей (ст.20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ) суд считает незаконным и подлежащим отмене.
Согласно ст. 9 ч. 1, 2, 3, 5, 6 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Исходя из указанных требований федерального закона юридическое лицо было своевременно извещено о проведении плановой проверки, кроме того, сведения о проведении плановой проверки юридическое лицо могло получить из ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", исходя из которого юридическое лицо обязано самостоятельно контролировать проведение плановым проверок.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны…организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;…создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств…
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" определено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), содержащих в том числе…сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке…
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно статье 195.2 и статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части четвертой статьи 196 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Следует отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.
Согласно статье 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.
Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (ред. от 02.03.2017) "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", где п. 1 указано, что профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования, работники), разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пунктом 5.2.10(3) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. В данном приказе указаны профессиональные и квалификационные требования, в том числе к водителям в зависимости от категории, которые учитываются при приеме на работу.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ. Правила разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.11.2013 N 980. Примерные программы разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) и утверждаются Минобрнауки России по согласованию с Минтрансом России, МВД России и Минздравом России.
Исходя из указанного, во всех нормативных актах указывается на профессиональное обучение водителей, итогом которого является получение специальных прав на управление транспортным средством определенной категории, в зависимости от программы обучения. Водители принимаются на работу только при наличии указанных прав, и нарушений в этой области административным ответчиком не было выявлено. Кроме того, указывается в случае необходимости на дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Доказательств указанному обстоятельству представителем ответчика суду не представлено.
Вместе с тем, указывая в предписании на обеспечение повышения квалификации водителей, при этом подразумевая заключение договора истцом на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию, представитель ответчика не мог обосновать свою позиции, и не сослался в судебном заседании ни на какие нормативные акты, которые бы указывали на обязательность такого обучения, при наличии у водителей организации специальных прав на управление транспортным средством. При этом, представителем ответчика путаются понятия о профессиональном обучении, без которого следует отметить невозможен допуск к управлению транспортным средством, и впоследствии повышения квалификации водителей, стандарты по которым в настоящее время отсутствуют. При этом, исходя из требований вышеуказанных нормативных суд приходит к выводу о том, что работодатель по своему усмотрению создает условия для повышения квалификации водителей, при этом, должен быть проведен анализ работы водителей в конкретной организации применительно к приказу Минтранса №7 от 15.01.2014г., и разработаны мероприятия по повышению квалификации, которые могут включать в себя в том числе, занятия с водителями организации с привлечением специалистов в области движения, что административным истцом выполнялось. Суду представлен учебных план ежегодных занятий с водителями на 2017г. (л.д.16-17), Журнал учета проведения ежегодных занятий (л.д.18-34), которые так же были представлены при проведении проверки, что отражено в акте проверки, но оценке в ходе проверки указанные документы не получили.
Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 05.09.2016) "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" указывает на обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства. Обеспечение водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки путем проведения соответствующих инструктажей. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (л.д.35-36) подтверждает выводы суда и так же указывает, что работодатель может самостоятельно организовывать занятия с водителями по специальной программе, с учетом специфики предприятия. В этом случае правовым основанием будет являться текст документа РД-26127100-1071-01. Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры, в том числе по безопасности движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных предприятий, водители-наставники…, а при необходимости и специалисты других организаций.
Административным ответчиком не было представлено суду доказательств законности вынесенного предписания в части п.4, в связи с чем, данный пункт предписания ООО «ЮКОН логистик» выполняется, и основания для вынесения предписания в указанной части отсутствовали.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным и отменить предписание Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №54 от 22.05.2017г. в части п.4 – обеспечение повышение квалификации водителей (ст.20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: