8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства № 2а-3125/2017 ~ М-3075/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Жигжитовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием представителя административного истца прокурора Нижнеилимского района старшего помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчановой Е.А., действующей на основании доверенности ОТ ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета №,

административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнеилимского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров. В обоснование требований административный истец указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в части исполнения обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах. В соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Нижнеилимского лесничества его общая площадь по данным государственного лесного реестра составляет 2439941 га. Леса относятся к Приангарскому лесному району Таежной лесорастительной зоны Сибири. В соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Нижнеилимского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 2142833 га, площадь защитных – 297108 га. На основании приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Принагарском таежном лесном районе, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) – 0,03 шт. на 1000 га общей площади лесов. По мнению административного истца, бездействие административного ответчика влечет угрозу позднего обнаружения возгораний в лесах Нижнеилимского лесничества, неконтролируемое распространение огня, причинение экологического и экономического ущерба. Просит суд признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Нижнеилимского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; возложить обязанность устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов) на территории Нижнеилимского лесничества в количестве 73 штук.

В письменном отзыве представитель административного ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленев Р.С. требования не признал, мотивируя это тем, что министерство наделено полномочиями по управлению в сфере лесного комплекса. Обращает внимание, что меры пожарной безопасности осуществляются в соответствии с лесным планом, который не содержит требование о строительстве пожарных наблюдательных пунктов, их количестве; для обнаружения пожаров на территории указанного лесничества не используются наземные средства обнаружения лесных пожаров (пожарные наблюдательные пункты), используются данные авиационного мониторинга. Согласно нормативам строительства пожарных наблюдательных пунктов предусмотрено строительство 0,02 шт. на 1000 га, или 1 наблюдательный пункт на 50000 га эксплуатационных лесов. В зоне авиационного мониторинга наблюдение осуществляется исключительно с использованием авиационных сил и средств пожаротушения по утвержденным маршрутам авиационного патрулирования лесов, а также с помощью системы «ИСДМ-Рослесхоз». Лесной план Иркутской области не содержит требование о строительстве пожарных наблюдательных пунктов, их количестве. По мнению представителя административного ответчика, отсутствие нормативных правовых актов, регулирующие проектирование и устройство противопожарных объектов, приведет к невозможности исполнения решения суда. Обращает внимание, что в отсутствие законодательных требований, стандартов к строительству пожарных наблюдательных пунктов, исполнение судебного акта будет провоцировать возникновение факторов коррупции, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В письменном заявлении прокурор Нижнеилимского района просит исковые требования считать изложенными в следующей редакции: признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, в выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Нижнеилимского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в установленном приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; возложить обязанность на министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер к организации строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов) на территории Нижнеилимского лесничества в количестве 73 штук.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Нижнеилимского района старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчанова Е.А. требования поддержала с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленев Р.С. требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Нижнеилимского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 6) обеспечение охраны и защиты лесов; 8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 ЛК РФ).

Согласно ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1).

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры (ст. 53.1 ЛК РФ).

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Как следует из сообщения территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании данное обстоятельство административным ответчиком не опровергнуто, на территории Нижнеилимского лесничества нет наблюдательных пунктов (в виде вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).

Оценивая доводы административного искового заявления о признании незаконным бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в связи с неисполнением обязанности по надлежащему противопожарному обустройству Нижнеилимского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), суд приходит к следующему.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп) Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

В соответствии с п. 7 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе: 7) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Как следует из приведенных норм лесного законодательства, установленных фактических обстоятельств, организация надлежащего противопожарного обустройства охватывается полномочиями административного ответчика.

Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.

Пунктом 155 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-рн утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в эксплуатационных и резервных лесах; в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах и на особо защитных участков лесов, за исключением заповедных лесных участков; в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесов.

Согласно действующему лесохозяйственному регламенту 2011 года Нижнеилимское лесничество агентства лесного хозяйства Иркутской области расположено в северо-западной части Иркутской области на территории трех муниципальных образований Нижне-Илимского, Усть-Илимского, Усть-Удинского. Протяженность территории лесхоза составляет с севера на юг 344 км, с запада на восток – 202 км. Общая площадь Нижнеилимского лесничества по данным государственного лесного реестра составляет 2439941 га. Лесной фонд лесничества представлен единым лесным массивом с крупнейшими водоемами – Усть-Илимским и Братским водохранилищами, в водосборную систему которого входят реки. Общая площадь земель Нижнеилимского лесничества составляет 2439941 га. Распределение лесного фонда по категориям земель на 01.01.2008: общая площадь земель 2439941 га, лесные земли – 2390836 га. В соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Нижнеилимского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 2142833 га, площадь защитных – 297108 га.

На основании приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Приангарском таежном лесном районе, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) – 0,03 шт. на 1000 га общей площади лесов. Исходя из площади, занимаемой Нижнеилимским лесничеством, количество пожарных наблюдательных пунктов составит 73.

Поскольку в силу возложенных полномочий в обязанности административного ответчика входит организация охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности, в силу ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в судебном заседании стороной административного ответчика не оспаривался факт непринятия мер по обустройству Нижнеилимского лесничества пожарными наблюдательными пунктами, суд приходит к выводу о том, что допущенное административным ответчиком бездействие является незаконным.

Данное обстоятельство влечет обязанность административного ответчика устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер к организации строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов) на территории Нижнеилимского лесничества в установленном приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

Определяя способ исполнения обязанности, суд, в соответствии со ст. 227 КАС РФ, учитывает, что нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, определение необходимого количества пожарных наблюдательных пунктов относится к полномочиям административного ответчика.

Суд учитывает, что министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, на орган государственной власти субъекта возложено осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп). В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Доводы административного ответчика о том, что меры пожарной безопасности осуществляются в соответствии с лесным планом, который не содержит требование о строительстве пожарных наблюдательных пунктов, их количестве; для обнаружения пожаров на территории указанного лесничества не используются наземные средства обнаружения лесных пожаров (пожарные наблюдательные пунктов), используются данные авиационного мониторинга, о нецелесообразности строительства пожарных наблюдательных пунктов, не принимаются судом.

Суд исходит из того, что противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, наряду с мониторингом пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, являются мерами пожарной безопасности в лесах. В связи с чем, то обстоятельство, что согласно лесохозяйственному регламенту Нижнеилимское лесничество относится целиком к авиационной зоне мониторинга пожаров, от исполнения обязанности принятия в отношении лесничества таких мер противопожарного обустройства лесов, как строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), не освобождает. Кроме того, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2017 № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства» распределены земли лесного фонда Российской Федерации по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга. При этом согласно приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 21.06.2017 № 52-мпр территория Нижнеилимского лесничества в числе зон исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, зон авиационного обнаружения и тушения (район применения авиационных сил и средств пожаротушения) не отнесена.

Доводы административного ответчика о том, что законодательно не определены требования и стандарты строительства пожарных наблюдательных пунктов, не основаны на положениях Приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1995 № 100, которым предусмотрены требования к строительству и размещению пожарных наблюдательных пунктов (п. 2.1 Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров).

Принимая во внимание, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер пожарной безопасности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов является мерой предупреждения лесных пожаров, суд приходит к выводу о том, что организация строительства пожарных наблюдательных пунктов охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области. В силу п. 1 ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Суд учитывает, что в силу Порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837) субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на осуществления мер пожарной безопасности, к числу которых относится строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов. Сторона административного ответчика, возражая против предъявленных требований, на факт отсутствия финансирования указанных мероприятий не ссылалась, материалы дела таких сведений не содержат.

Суд исходит из того, что министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере лесного хозяйства осуществляет функции по организации охраны лесов, в том числе путем принятия мер пожарной безопасности, финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета.

Возлагая на административного ответчика обязанность по организации устранения нарушений законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Нижнеилимского лесничества, суд учитывает, что своевременное обнаружение и ликвидация пожаров в лесах требует от органов управления лесами, к которым относится административный ответчик, исполнения в пределах возложенных полномочий требований законодательства о противопожарном обустройстве лесов, включая выполнение мероприятий по организации строительства пожарных наблюдательных пунктов.

Суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что возложение на административного ответчика обязанности организовать строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Нижнеилимского лесничества обусловлено выполнением работ по снижению природной пожарной опасности лесов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

требования прокурора Нижнеилимского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Нижнеилимского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в установленном приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.

Возложить обязанность на административного ответчика министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер к организации строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов) на территории Нижнеилимского лесничества в установленном приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов пожарного обустройства лесов» количестве.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн