8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным бездействия № 2а-5434/2017 ~ М-4811/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №--а-5434/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2017 года                                                                город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хусаинова Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Габбасовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мазепова Р.А. к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Мазепов Р.А. обратился в суд с административным иском к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ о признании незаконным бездействия.

В обоснование административного иска указано, что Мазепов Р.А. является собственником земельного участка площадью 1 000 кв.м. с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: РТ, ... ..., Богородское сельское поселение, ... ..., с кадастровым номером 16:33:050301:85.

Земельный участок на местности имеет фактические границы с земельными участками с кадастровыми номерами 16:33:050301:84, 16:33:050301:329, 16:33:050301:118 и неразграниченными землями общего пользования кадастрового квартала 16:33:050301. Однако, при ознакомлении с информацией, размещенной в сети Интернет на ресурсе «Публичная кадастровая карта», административный истец обнаружил вместо общей границы с земельным участком с кадастровым номером 16:33:050301:329 наличие чересполосицы, относящейся к кадастровому кварталу 16:33:050301.

С целью устранения данного несоответствия путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:33:050301:85 с землями, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале 16:33:050301 необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Кадастровым инженером Артемьевой И.А. была подготовлена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с площадью участка 1223 кв.м. Согласно заключению кадастрового инженера координаты характерных точек границы данного земельного участка были определены на местности геодезическим оборудованием с необходимой точностью, наложений на смежные земельные участки не имеется.

21.07.2017г. административный истец через ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ» обратился в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В ответе Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ от 16.08.2017г. № М-115 от имени Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района административному истцу были разъяснены положения статей 11.10 (п.16), 11.9, 85 (п.12) ЗК РФ, однако, какого-либо решения по заявлению от 21.07.2017г. ответ не содержит.

Административный истец также отметил, что без утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории он будет лишен возможности обратиться с заявлением о перераспределении в отношении земельного участка.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, выразившиеся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1223 кв.м. по адресу: РТ, ... ..., Богородское сельское поселение, ... ..., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:33:050301:85 и неразграниченных земель кадастрового квартала 16:33:050301, как не соответствующее требованиям действующего законодательства, обязать Палату имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ устранить допущенные нарушения прав Мазепова Р.А. путем осуществления действий, связанных с утверждением схемы расположения земельного участка площадью 1223 кв.м. по адресу: РТ, ... ..., Богородское сельское поселение, ... ..., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:33:050301:85 и неразграниченных земель кадастрового квартала 16:33:050301.

В судебном заседании 11 октября 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ.

В судебном заседании административный истец административный иск поддержал, просит удовлетворить.

Административные ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

Поступившее по электронной почте 10 ноября 2017 года в 15 часов 37 минут от Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ заявление о невозможности явки председателя на судебное заседание, назначенное на 10 ноября 2017 года на 08 часов 30 минут, в связи с нахождением в отпуске, суд не принимает к сведению, так как поступило после рассмотрения дела по существу.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6).

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2).

Частью 3 данной правовой нормы регламентировано, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (часть 6).

Как следует из части 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.

Частью 14 данной правовой нормы установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (часть 15).

Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В судебном заседании установлено, что Мазепов Р.А. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного садоводства, общая площадь 1 000 кв.м., адрес объекта: РТ, ... ..., Богородское сельское поселение, ... ..., кадастровый №--, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 16-АК №-- от --.--.---- г.. Основанием для регистрации права послужил договор купли-продажи земельного участка №-- от 09.06.2008г.

В судебном заседании административный истец пояснил, что 21.07.2017г. административный истец через ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ» обратился в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В ответе Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ от 16.08.2017г. № М-115 от имени Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района административному истцу были разъяснены положения статей 11.10 (п.16), 11.9, 85 (п.12) ЗК РФ, однако, какого-либо решения по заявлению от 21.07.2017г. ответ не содержит.

Мазепов Р.А. в судебном заседании пояснил, что фактически отказа, предусмотренного пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось, в связи с чем Мазепов Р.А. просит признать бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ незаконными.

Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения (часть 17).

Частью 18 данной статьи регламентировано, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.

В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров.

В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы все из ранее перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

При несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

В силу части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 3 июля 2016 года) (далее - Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 указанного Федерального закона кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Согласно письму ООО «Вектор» от 19.07.2017г., подписанного кадастровым инженером Артемьевой И.А., вновь образованный земельный участок, расположенный по адресу: РТ, ... ..., Богородское сельское поселение, ... ..., формируется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:33:050301:85 с землями, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале 16:33:050301. Координаты характерных точек границы земельного участка были определены на местности геодезическим оборудованием с необходимой точностью, наложений на смежные земельные участки не имеется.

Вместе с тем, в соответствии с вышеупомянутыми нормативными предписаниями указанное обстоятельство не может является как основанием для отказа в утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, так и для бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ.

Поскольку, как установлено судом, оснований для неутверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеется, суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика в части неутверждении схемы данного земельного участка.

Поскольку для решения вопроса о возможности возложения на административного ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в материалах дела нет достаточных сведений, изложенных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, в том числе отсутствует кадастровый план территории, суд полагает, что способом восстановления нарушенного права Мазепова Р.А. будет являться обязание административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

Исходя из установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Мазепова Р.А. к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования Мазепова Р.А. к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, выразившиеся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 1223 кв.м., по адресу: РТ, ... ..., Богородское сельское поселение, ... ..., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:33:050301:85 и неразграниченных земель кадастрового квартала 16:33:050301.

Обязать Палату имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ устранить допущенные нарушения прав Мазепова Р.А..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                                                Р.Г. Хусаинов

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн