8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным бездействия № 2а-3962/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.09.2017 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи      Курмаевой А.Х.,

при секретаре судебного заседания      Андреевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3962/17 по административному иску М. Л. А. к ГУ МЧС России по адрес о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

М. Л. А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ГУ МЧС России по адрес, указав, что дата в результате группового несчастного случая со смертельным исходом при исполнении служебных обязанностей погиб сын З. А. Н. - майор внутренней службы, преподаватель –методист цикла практического обучения Самарского учебного центра ФПС ГУ МЧС России по адрес. Групповой несчастный случай произошел при тушении пожара и обрушении горящего здания №... по адрес в адрес, в результате которого майор З. А. Н., а вместе с ним сержант внутренней службы Т. В.С., сержант внутренней службы Л. А. А были задавлены балкой, потолочным перекрытием и пожарным мусором, скопившимся во время пожара на втором этаже здания. Согласно п. б ст. 53 Закона РФ от дата №... пенсии семьям погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров из числа бывших военнослужащих назначаются со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия. Таким образом, родители З. А. Н. - М. Л. А. и З. Н. В. имеют право на пенсию по случаю потери кормильца с дата, поскольку на день смерти кормильца они достигли возраста 50 и 55 лет соответственно. Считает, что ГУ МЧС России по адрес допустило незаконное бездействие, выразившееся в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел ГУ МВД России по адрес материалов о назначении пенсии о случаю потери кормильца членам семьи погибшего дата при исполнении служебных обязанностей майора внутренней службы З. А. Н., что повлекло к нарушению прав и законных интересов административного истца. Материалы о назначении М. Л. А. и З. Н. В. пенсии по случаю потери кормильца административным ответчиком не были оформлены и представлены в пенсионный орган в установленный срок, а лишь спустя 8 лет со дня гибели майора внутренней службы З. А. Н. и поступили из ГУ МЧС России по адрес в пенсионный орган ГУ МВД России по адрес дата, после чего пенсия была назначена. Просит признать незаконным бездействие ГУ МЧС России по адрес, выразившееся в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел ГУ МВД России по адрес материалов о назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи (родителям) погибшего дата при исполнении служебных обязанностей З. А. Н. майора внутренней службы, преподавателя-методиста цикла практического обучения Самарского учебного центра ФПС ГУ МЧС России по адрес.

Определением суда от дата производство по административному иску было прекращено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от дата определение Октябрьского районного суда адрес от датаг. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой     инстанции.

В судебном заседании представитель М. Л. А., являющийся также представителем заинтересованного лица З. Н. В. – Б. С. А, действующий на основании доверенности №... от дата, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просит удовлетворить в полном объеме. Дополнил, что признание незаконным бездействия ответчика, истице необходимо для возможного обращения с иском о компенсации морального вреда. Кроме того, просит учесть, что в силу разъяснений в постановлении Пленума Верховного суда от дата, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти.

Представитель ГУ МЧС России по адрес – З. В. С, действующий по доверенности №... от дата, административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснил, что незаконное бездействие со стороны ГУ МЧС России по адрес отсутствует, поскольку срок оформления и представления в пенсионный отдел ГУ МВД России по адрес материалов о назначении пенсии не нарушен, с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца М. Л. А. и З. Н. В. обратились лишь дата, после чего в течение 10 дней был сформирован материал о назначении пенсии, который направлен в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по адрес и поступил к ним дата. Законодательными актами не предусмотрена обязанность ГУ МЧС извещать родственников погибших о праве на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Без заявления М. Л. А. и З. Н. В. о назначении пенсии по случаю потери кормильца ответчик не вправе был формировать документы для назначения пенсии. Просит также учесть, что истицей пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, который необходимо исчислять с дата – даты обращения с заявлением о назначении пенсии. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия.

Представитель ГУ МВД России по адрес М. Е. В, действующая по доверенности № ?-4388 от дата, дала пояснения, аналогичные отзыву на административный иск, указав на то, что с дата М. Л. А. и З. Н. В. имели право на пенсию по случаю потери кормильца, однако не обратились за ней своевременно. Документы о назначении пенсии из ГУ МЧС России по адрес поступили в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по адрес лишь дата, а с дата была назначена пенсия. Вопрос удовлетворения административных исковых требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что дата в результате группового несчастного случая со смертельным исходом при исполнении служебных обязанностей погиб сын М. Л. А. - З. А. Н. майор внутренней службы преподаватель - методист цикла практического обучения Самарского учебною центра ФПС ГУ МЧС России по адрес.

В соответствии с пунктом «б» статьи 1 Закона РФ от дата №... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионною обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Государственной противопожарной службе, и их семей.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от дата №...).

Родители лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчина и женщина) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом (ч. 2 ст. 30 Закона РФ от дата №...).

Согласно п. «б» ст. 53 Закона РФ от дата №... пенсии семьям (умерших) военнослужащих и пенсионеров из числа бывших военнослужащих назначаются со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачено денежное довольствие или пенсия.

Таким образом, родители погибшего З. Л. И. – административный истец М. Л. А. и заинтересованное лицо - З. Н. В. имели право на получение пенсии по случаю потери кормильца с дата, поскольку на день смерти к (дата) они достигли возраста 55 и 50 лет соответственно.

М. Л. А. полагает, что членам семьи погибшего данное право на пенсию по случаю потери кормильца должно быть разъяснено кадровым подразделением по последнему месту службы погибшего, то есть ГУ МЧС России по адрес, в связи с чем, считает, что ответчик допустил незаконное бездействие, выразившееся в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел ГУ МВД России по адрес материалов о назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи погибшего дата при исполнении служебных обязанностей майора внутренней службы З. А. Н., что повлекло к нарушению прав и законных интересов административного истца.

В обоснование указанных доводов административный истец ссылается на положения Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, которой определяется порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей. Истец полагает, что кадровое подразделение ГУ МЧС России по адрес не оформило и не представило в пенсионный орган в установленный инструкцией срок, материалы о назначении М. Л. А. и З. Н. В. пенсии по случаю потери кормильца административным ответчиком, а представлены лишь дата,. т.е. спустя 8 лет со дня гибели майора внутренней службы З. А. Н.

Оценивая указанные доводы истца, суд приходит к следующему.

Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденная Приказом МВД РФ от дата №..., определяет порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей.

Из п. п. 4.1 п. 4 Инструкции следует, что работа по пенсионному обеспечению включает в себя своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям.

В силу п. 6 Инструкции, пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующим пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п. 7 Инструкции, документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы, а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы.

Пунктом 11 предусмотрено, материалы о назначении пенсии предоставляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел.

Согласно п. 13 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органов составляется заключение о назначении пенсии по потере кормильца, которое утверждается уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.

Поскольку последним местом службы погибшего З. А. Н. являлся Самарский учебный центр ФПС ГУ МЧС России по адрес, где он проходил службу в звании майора внутренней службы, в должности преподавателя-методиста цикла практического обучения Самарского учебного центра ФПС ГУ МЧС России по адрес, обязанность по оформлению документов для назначения вышеуказанной пенсии возложена на кадровое подразделение ГУ МЧС адрес.

Вместе с тем, в соответствии с вышеперечисленными положениями указанной Инструкцией на кадровое подразделение возложена лишь обязанность по оформлению пакета документов, необходимых для назначения пенсии лицам, уволенным с военной службы, а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников, а также направление документов в пенсионный орган ГУ МВД России по адрес.

Обязанность кадрового подразделения по последнему месту военной службы информировать родителей погибшего о праве на пенсию по случаю потери кормильца отсутствует. Назначение пенсий носит заявительный характер и заявители должны были знать о своём праве на получение указанной пенсии.

Из материалов дела следует, что дата М. Л. А., З. Н. В., заместителю руководителя территориального органа ГУ МЧС России по адрес Ч. А. Г. отделом пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по адрес было направлено письмо, в котором сообщалось, что пенсия М. Л. А. и З. Н. В. назначена отделом пенсионного обслуживания в соответствии с Законом РФ от дата №... «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и их семей» по случаю потери кормильца за погибшего при исполнении служебных обязанностей сына З. А. Н. с дата. Родители лиц, указанных в ст. 1 Закона №..., умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. а ст. 21 Закона №... имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственной мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших) (ст. 30 Закона №...). Пенсии семьям лиц погибших (умерших) сотрудников в соответствии со ст. 53 Закона №... назначаются со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачено денежное довольствие. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ст. 54 Закона №...). Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от дата №... определено, что документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, а также членам их семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы и представляются в пенсионные органы не позднее 10- дней со дня увольнения со службы сотрудника. Указано, что М. Л. А. и З. Н. В. имели прав на пенсию по случаю потери кормильца с дата. Документы для назначения пенсии по случаю потери кормильца в отдел пенсионного обслуживания поступили из кадрового подразделения в 2016г., пенсия назначена с дата, т.е. произведена доплата за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за назначением пенсии в соответствии со ст. 55 Закона №... (л.д. 55-56).

Таким образом, судом установлено, что с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца М. Л. А. и З. Н. В. обратились в кадровое подразделение ответчика дата, после чего в течение 10 дней был сформирован материал о назначении пенсии и направлен в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по адрес, который поступил к ним дата.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что десятидневный срок оформления и представления в пенсионный отдел ГУ МВД России по адрес материалов о назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи (родителям) погибшего ответчиком нарушен не был.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает бездействия со стороны административного ответчика в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел ГУ МВД России по адрес материалов о назначении пенсии, в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении административных требований о признании бездействия незаконным.

Ссылки стороны истца на то, что по сотрудникам Т. В.С. и Л. А. А, погибшим вместе с З. А. Н., административный ответчик своевременно оформил и направил в пенсионный отдел материалы о назначении пенсии, не имеют правового значения при рассмотрении указанного дела. Доказательств такого извещения не представлено. Напротив, из представленных в дело, справок ГУ МВД по адрес от дата и дата следует, что пенсия Т. Т. Д назначена с дата, а пенсия Л. А. Н назначена с дата.

Кроме того, подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании действия или бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя, что по результатам рассмотрения дела влечет обязанность ответчика устранить допущенное нарушение.

Однако при рассмотрении настоящего дела судом, совокупности указанных обстоятельств не установлено. Напротив, установлено, что пенсия назначена с дата, т.е. произведена доплата за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за назначением пенсии. Требований об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не заявлено.

    Также суд отказывает истцу в удовлетворении административных требований и, в связи с пропуском срока давности для обращения в суд с указанными требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установлено, что с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца М. Л. А. обратилась дата, в связи с чем, именно на указанную дату ей стало известно о нарушении прав, следовательно, последним днем для обращения с административным иском в суд является дата, однако, административный иск согласно штампу суда поступил дата, т.е. с нарушением срока.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ

Административный иск М. Л. А. к ГУ МЧС России по адрес о признании незаконным бездействия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято 15.09.2017г.

Судья      Курмаева А.Х.