№ 2а-392/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре судебного заседания Орнацкой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кахкецян (Агоян) Нарине Саргисовны к ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с заявлением к административному ответчику обосновывая свои требования следующим. В <данные изъяты> году истица вместе с родителями и братом переехала из Армянской ССР на постоянное место жительства в РФ. <данные изъяты> года на основании статьи 18 части «а» Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 (ред. от 16.05.1996) "О гражданстве Российской Федерации" истица приобрела гражданство РФ, что подтверждается выданным ответчиком к ее свидетельству о рождении вкладышем о гражданстве серии <данные изъяты>. По достижении четырнадцати летнего возраста ей в <данные изъяты> году был выдан паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>. По достижении двадцатилетнего возраста ей <данные изъяты> года был выдан новый паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года истица вышла замуж за гражданина РФ Кахкецян В.С. и взяла фамилию мужа – Кахкецян. В августе 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о замене паспорта гражданина РФ на новый паспорт с связи со сменой фамилии. Паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> истица сдала ответчику, новый паспорт так и не получила. По устному сообщению ответчика – истица гражданкой РФ не является, в связи с чем ранее выданные ей паспорта аннулированы. После многократных обращений к ответчику в лице его Управления по вопросам миграции за разъяснением на каком основании ее лишили гражданства РФ, истица получила от ответчика письмо <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует что на основании заключения УФМС России по Ростовской области от 13.08.2010 г. ее паспорта гражданина РФ, оформленные в <данные изъяты> г. и <данные изъяты> г. признаны выданными в нарушении установленного порядка, в связи с отсутствием у истицы документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации. С заключением УФМС России по Ростовской области от <данные изъяты> года ее не ознакомили. ДД.ММ.ГГГГ года истица получила еще одно письмо от ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> в котором говорится о предоставлении ею ложных сведений для получения гражданства РФ. Считает решение ответчика о лишении гражданства РФ и отказ в выдаче паспорта гражданина РФ в связи с изменением фамилии не законными, так как для получения гражданства РФ ею никаких ложных сведений ответчику не предоставлялось; все документы для получения гражданства Российской Федерации оформляли ее родители. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Главного управления МВД России по Ростовской области выразившее в невыдаче ей паспорта гражданина Российской Федерации в связи со сменой фамилии и обязать выдать Кахкецян Нарине Саргисовне паспорт гражданина Российской Федерации.
Административный истец, явившийся в судебное заседание совместно со своим представителем Новиковым С.В. требования поддержали, просили удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в суд не явился, извещены надлежащее, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере, а также правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Управление по вопросам миграции является структурным подразделением Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовский области, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Управление по вопросам миграции находится в непосредственном подчинении начальника ГУ МВД России по Ростовской области.
В структуре ГУ МВД России по Ростовской области создано Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. УВМ ГУ МВД России по Ростовской области как структурное подразделение ГУ МВД России по Ростовской области, не является самостоятельным юридическим лицом. Территориальные органы ГУ МВД России по Ростовской области, в систему которых входят вновь созданные отделения по вопросам миграции, являются самостоятельными юридическим лицами, наделенными полномочиями представлять свои интересы в органах судебной власти.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 предусмотрено, что при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации. Полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа.
В соответствии с пунктом 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Согласно статьи 42 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как установлено в судебном заседании, в августе 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о замене паспорта гражданина РФ на новый паспорт с связи со сменой фамилии. Паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> истица сдала ответчику, новый паспорт ей не был выдан на том основании, что ранее выданные ей паспорта аннулированы в связи с отсутствием у истицы гражданства РФ.
Доказательств многократных обращений в органы УФМС России по Ростовской области за разъяснением, на каком основании ее лишили гражданства РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ г. суду не представлено.
Как следует из пояснений истицы, данных в судебном заседании, письмо административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>, из которого следует что на основании заключения УФМС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ г. ее паспорта гражданина РФ, оформленные в ДД.ММ.ГГГГ г. признаны выданными в нарушении установленного порядка, в связи с отсутствием у истицы документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, истица получила в декабре 2016 года.
При этом, вопреки утверждению истцы, сообщение ГУ МВД России по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, полученное истицей ДД.ММ.ГГГГ года, не является разъяснением причин изъятия паспорта. Указанное письмо направлено истице в ответ на ее обращение по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ года решением УФМС России по Ростовской области заявление истицы о приеме в гражданство Российской Федерации было отклонено на основании пункта «д» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в связи с предоставлением ложных сведений о наличии гражданства иностранного государства.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ года истица обладала информацией о причинах невыдаче ей паспорта гражданина РФ, в связи с чем обращалась с вопросом о приобретении гражданства РФ.
Заключение УФМС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года не оспаривалось, в настоящее время не отменено, не признано незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С 2010 года – даты изъятия паспорта, а также исходя из установлении крайней даты, на которую административному истцу достоверно было известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов – до 23.05.2016 года, срок обжалования оспариваемого заключения истек.
При этом административное исковое заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ года, то есть со значительным пропуском срока обжалования оспариваемого заключения.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих как обжалованию заключения в суд в установленный законом срок, так и обращения с требованиями, изложенными в настоящем исковом заявлении, не представлено; оснований для восстановления данного срока не имеется.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При этом, ввиду того обстоятельства, что оспариваемое заключение, послужившее основанием для признания выданных в нарушение установленного порядке паспортов административного истца, выданных в ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с отсутствием у истицы документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, оснований для признания незаконным бездействия по выдаче ей паспорта гражданина РФ, не имеется.
Исходя из содержания главы 22 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица, и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для признания действий (бездействия) административного ответчика незаконными, ввиду чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Кахкецян (Агоян) Нарине Саргисовны к ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным бездействия, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года.
Судья Лепетюх А.В.