8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным бездействие по неисполнению полномочий по разработке программ комплексного развития, обязании разработать и передать на утверждение в городскую думу города Нижнего Новгорода № 2а-3073/2017 ~ М-1205/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-3073/2017                           (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(дата) Советский районный суд города Нижнего Новгорода, в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Вовк Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л.Е.И. к Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействие по неисполнению полномочий по разработке программ комплексного развития, обязании разработать и передать на утверждение в городскую думу города Нижнего Новгорода,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратилась в Советский районный суд с указанным административным исковым заявлением. В обосновании заявленных требований указал следующее.

В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены пунктом 8 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 23 статьи 1 ГрК РФ).

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта (пункт 27 статьи 1 ГрК РФ).

Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования (пункт 28 статьи 1 ГрК РФ).

Как установлено частями 5.2, 5.3 статьи 26 ГрК РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами. Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от (дата) № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее (дата).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от (дата) № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до (дата) Правительство Российской Федерации устанавливает требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов. Часть 2 статьи 5 указанного Федерального закона предусматривает, что при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.

Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов были утверждены (дата) постановлением Правительства РФ №..., следовательно, программа комплексного развития социальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода должна была быть разработана и утверждена в срок не позднее (дата).

Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов были утверждены (дата) постановлением Правительства РФ №..., следовательно, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода должна была быть разработана и утверждена в срок не позднее (дата).

Уставом города Нижнего Новгорода (пункт 29 части 6 статьи 29, пункт 24 части 7 статьи 43) разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры отнесена к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода, утверждение указанных документов - к компетенции городской Думы города Нижнего Новгорода.

Однако на момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры администрацией города Нижнего Новгорода не разработаны и не представлены в городскую Думу города Нижнего Новгорода для утверждения.

Таким образом, непринятие мер по разработке вышеуказанных программ комплексного развития в городе Нижнем Новгороде является нарушением требований действующего законодательства, в частности пп. 6.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 8 и ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от (дата) № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 5 Федерального закона от (дата) № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 24 ч. 7 ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода, а также нарушает права и законные интересы административного истца.

Неисполнение администрацией города Нижнего Новгорода возложенных на нее полномочий по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры нарушает права жите лей города Нижнего Новгорода, в том числе права административного истца, на обеспечение сбалансированного, перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и на соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Кроме того, отсутствие такой программы влечет невозможность создания и реализации инвестиционных программ коммунального комплекса, установления экономически обоснованных тарифов в этой сфере, что следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от (дата) № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса».

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа должна обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения. Следовательно, отсутствие указанной программы нарушает права административного истца на обеспечение безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания, доступности объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа, развития транспортной инфраструктуры, создания приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности, эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.

Бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившееся в нарушении срока разработки программы комплексного развития социальной инфраструктуры, приводит к недостижению расчетного уровня обеспеченности населения города Нижнего Новгорода услугами в области образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры, что влечет нарушение прав административного истца на получение услуг в указанных сферах.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна была быть разработана и утверждена не позднее (дата), программа комплексного развития социальной инфраструктуры - не позднее (дата), программа комплексного развития транспортной инфраструктуры - не позднее (дата). Однако в силу того, что указанные документы не разработаны администрацией города Нижнего Новгорода и не переданы на утверждение городской Думой города Нижнего Новгорода, бездействие администрации носит длительный непрекращающийся характер (то есть является длящимся правонарушением), в связи с чем требования, установленные частью 1 статьи 219 КЛС РФ относительно срока обращения в суд, к правоотношениям, описанным в настоящем административном исковом заявлении, не применяются.

В соответствии с частью 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом. В связи с этим дело по настоящему административному заявлению относится к подсудности Советского районного суда города Нижнего Новгорода по выбору административного истца.

На основании вышеизложенного истец просит суд:

признать незаконным бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившееся в неисполнении полномочий по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, программы комплексного развития социальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода.

Обязать администрацию города Нижнего Новгорода в течение 60 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу разработать и передать на утверждение в городскую Думу города Нижнего Новгорода:

программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода,

программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода,

программу комплексного развития социальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Направил в суд своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их.

Представители ответчика по доверенности в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали, просили суд отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен, надлежащим образом. Ранее пояснил, что заявленные требования не удовлетворению не подлежат в виду их не обоснованности.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом 4.1 ч. 1 ст. 6 ГрК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся в том числе установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

При этом ч. 1 ст. 8 ФЗ №289-ФЗ от 30.12.2012г. «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее (дата).

Частью 5.1 ст. 26 Грк РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

Вместе с этим ст. 5 ФЗ №456-ФЗ от 29.12.2014г. «О внесении изменений в градостроительный кодекс российской федерации и отдельные законодательные акты российской федерации» установлено, что до (дата) Правительство Российской Федерации устанавливает требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.

01.10.2015г. Постановлением Правительства РФ №... утверждены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

25.10.2015г. Постановлением Правительства РФ №... утверждены требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Как установлено судом и следует из материалов дела проект программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода был разработан в 2016 году.

Вопрос об утверждении данной программы рассматривался на заседании городской Думы города Нижнего Новгорода (дата). Однако согласно выписки из протокола №... двенадцатого заседания городской думы города Нижнего Новгорода шестого созыва рассмотрение программы перенесено на сентябрь 2016г.

В настоящее время данная программа в связи с изменением существующих инвестиционных программ, находится в стадии доработки.

При этом судом установлено, что Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена муниципальная программа «Жилищно - коммунальное хозяйство города Нижнего Новгорода» на 2015-2017 годы».

13.12.2016г. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода №... утверждена муниципальная программа «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергосбережение в городе Нижнем Новгороде» на 2017 - 2019 годы».

Вместе с тем разрешая требования истца в части программы комплексного развития социальной инфраструктуры города Н. Новгорода, установлено, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена муниципальная программа «Развитие образования города Нижнего Новгорода на 2015 - 2017 годы»; постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена муниципальная программа «Развитие образования в городе Нижнем Новгороде» на 2017-2019 годы»; постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена муниципальная программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2015-2017 годы»; постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена муниципальная программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы»; Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде» на 2017-2019 годы».

Кроме того в настоящее время в целях разработки спорной программы согласно материалам дела к рабочему совещанию у главы администрации города Нижнего Новгорода Б.С.В. по вопросу «Предложения в программу «Развитие социальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода на 2017-2027 годы и ликвидации второй смены в образовательных организациях» приказом от (дата) №... утвержден состава рабочей группы по анализу состояния объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными муниципальными учреждениями»; направлены письма в адрес глав администраций районов города с запросом информации для включения в программу комплексного развития социальной инфраструктуры. При этом, департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода с февраля по апрель 2017 года совместно с администрациями районов города Нижнего Новгорода, департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода, департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода проводились мероприятия по мониторингу ситуации второй смены в образовательных организациях города, выработке дополнительных предложений в государственную программу «Создание новых мест в общеобразовательных организациях ... в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 - 2025 годы» (постановление ... от (дата) №...), в проект Программы «Развитие социальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода на 2017-2027 годы и предложений по софинансированию с ... капитального ремонта образовательных организаций».

При этом разрешая требования истца, в части программы комплексного развития транспортной инфраструктуры судом установлено, что Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата) №... утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры города Н.Новгорода» на 2015-2017 годы». В соответствии с данной программой в 2015-2017 годах на обновление подвижного состава муниципальных транспортных предприятий, капитальный ремонт тоннелей метрополитена, продление двух линий метрополитена, разработка комплексной транспортной схемы города, материально техническое обеспечение дорожного процесса, создание и обслуживание платных городских парковок было предусмотрено 13 951 554 963,50 рублей. Однако в связи с решением городской Думы города Нижнего Новгорода от (дата) №... «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде» постановлением администрации города Н. Новгорода от (дата) №... утверждена новая муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы. В соответствии с данной программой (в рамках действующей редакции) на 2017-2019 годы на обновление подвижного состава муниципальных транспортных предприятий, капитальный ремонт тоннелей метрополитена, продление двух линий метрополитена, разработка комплексной транспортной схемы города, материально техническое обеспечение дорожного процесса, создание и обслуживание платных городских парковок предусмотрено 8 030 813 727,42 рублей.

Однако как следует из материалов дела и требований закона программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, программа комплексного развития социальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода в установленные законом сроки не разработаны.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016г. №... разъяснено, что исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела) в том числе о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).

Административным истцом не приведено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц и нарушения прав самого истца в связи с несвоевременной разработкой программ комплексного развития.

Сам по себе факт неисполнения администрацией города Нижнего Новгорода сроков разработки и утверждения указанных программ при наличии в муниципальном образовании муниципальных программ в соответствующей сфере деятельности не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, как то утверждает истец, и не свидетельствует о нарушении прав, в том числе самого истца.

При этом суд полагает необходимым отметить, что оспариваемые бездействия администрации города Нижнего Новгорода не повлекли возникновения неблагоприятных последствий для заявителя (административного истца). Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд не усматривает бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившиеся в неисполнении уполномочий по разработке спорных программ, в связи, с чем основания для удовлетворения требований в данной части суд не имеется.

Кроме того в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного муниципального правового акта, сроки внесения изменений в муниципальные правовые акты, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты.

При этом в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от (дата) №... «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

На основании изложенного суд не находит основания для удовлетворения требований истца об обязании администрацию города Нижнего Новгорода разработать и предать на утверждение в городскую думу города Нижнего Новгорода программы комплексного развития.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административных исковых требований Л.Е.И. к администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействие по неисполнению полномочий по разработке программ комплексного развития, обязании разработать и передать на утверждение в городскую думу города Нижнего Новгорода - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья        И.С. Оськин

(марка обезличена)

(марка обезличена)

(марка обезличена)

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн