8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании недействующим в части постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-П,В судебном заседании приняли участие:от административного истца – БСВ (по доверенности, л.д. 130),от административного ответчика Администрации г. Омска –

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-3353/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2017 года                                город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М.Сафронова при секретаре судебного заседания Ю.В.Чарушиной рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Воскресный парк» о признании недействующим в части постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-П,

В судебном заседании приняли участие:

от административного истца – БСВ (по доверенности, л.д. 130),

от административного ответчика Администрации г. Омска – ВИА (по доверенности, л.д. 136),

от заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска – ЯТЮ (по доверенности, л.д. 131),

от заинтересованного лица ТУ Росимущества в Омской области – УМП (по доверенности, л.д. 139),

от прокуратуры г. Омска – ПАЮ (по удостоверению),

УСТАНОВИЛ:

ООО «Воскресный парк» обратилось в суд с вышеназванным административным иском.

В обоснование административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Омска было принято Постановление №-п «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - <адрес>».

Нормативный правовой акт опубликован 16.03.2017г. в газете «Третья столица» № и на официальном сайте городской администрации.

В соответствии с вышеуказанным постановлением земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> (находящийся в аренде административного истца) расположен в зоне размещения объектов образования (федерального значения).

Указывает, что арендует этот участок у Российской Федерации с 2007 года. Участок передан административному истцу для строительства административно-торгового комплекса.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового комплекса.

«ДД.ММ.ГГГГ. истцом получен отказ в выдаче разрешения на строительство, в обоснование которого имеется, в том числе, ссылка на оспариваемое постановление.

Административный истец считает, что оспариваемый нормативный акт противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 40, пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ, статье 30 Градостроительного Кодекса РФ и нарушает права истца как арендатора земельного участка.

Считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Генеральному плану г.Омска.

Кроме того, нормативный акт, напечатанный в газете, фактически не читаем, что ведет к невозможности его исполнения.

Первоначально административный истец просил суд признать недействующим Постановление Администрации города Омска от 10 марта 2017 года № 210-п «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - <адрес>» в части отнесения земельного участка кадастровым номером №, имеющего местоположение в <адрес>.

В ходе рассмотрения дела административный истец требования уточнил.

Просил суд признать недействующим Постановление Администрации города Омска от 10 марта 2017 года № 210-п «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш – <адрес>» в части включения земельного участка кадастровым номером №, имеющего местоположение в № относительно здания, расположенного по адресу: <адрес>, в зону 142.2 размещения объектов образования (федерального значения), содержащейся в приложении № «Чертеж планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш – <адрес>», с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца БСВ требования поддержал.

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ВИА. требования не признала, поддержала доводвы письменных возражений (л.д. 106-164), указав, что обжалуемое постановление в оспариваемой части не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. Также пояснила, что постановление читаемо, в высоком разрешении оно опубликовано Администрацией г. Омска в сети Интернет на сайте, на котором публикаются официально нормативно-правовые акты Администрации г. Омска.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ЯТЮ. поддержала позицию Администрации г. Омска.

Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в Омской области УМП полагал доводы административного иска обоснованными, поддержал доводы письменного отзыва на административный иск.

В данном суду заключении прокурор прокуратуры г. Омска ПАЮ. полагала, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 8, 9 ст. 214 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно частям 1, 4 ст. 215 того же закона, решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;

2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса;

4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно п. 7 ч. 4 той же статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.

Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области".

Пунктом 8 ст. 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.

Газета «Третья столица» является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 25.05.2007 N 395-п "Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию".

Судом установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадллежит земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которогоу становлено в 130 м. относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ТУ Росимущества в Омской области (от имени Российской Федерации) заключило договор аренды, по условиям которого названный выше участок был передан в аренду ООО «Воскресный парк» для использования с целью строительства торгового комплекса (пункт 1.1 договора, л.д. 26-31).

В соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», договор аренды зарегистрирован в ЕГРН, номер регистрационной записи № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок договора аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63).

Из поступивших в суд из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области документов (выписка из Единого государствернного реестра недвижимости) следует, что вид разрешенного использования данного земельного участка: для строительства административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой и пешеходным переходом (л.д. 61).

Из дела следует, что формирование земельного участка и его передача в аренду производились в 2007-2008 годах. Так, в материалы дела представлены Распоряжения ТУ Росимущества в Омской области № 919-р от 13.12.2007г. «Об утверждении проекта территориального землеустройства на земельные участки расположенные по адресу: <адрес>» (л.д. 170), № 921-р от 13.12.2007г. «Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства административно-торгового комплекса» (л.д. 100), Решение архитектурно-градостроительного Совета г. Омска от 11.07.2008г. об одобрении проекта торгового комплекса по проспекту Мира, 9 в Советском административном округе г. Омска, Распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска № 1100-р от 14.10.2008г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства административно-торгового комплекса», согласно которому назначение объекта капитального строительства на спорном земельном участке определено – «административно-торговый комплекс».

Земельный участок расположен в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД1-1746 (л.д. 166), основным видом разрешенного использования в которой являются, в том числе, размещение административных зданий и торговых комплексов (строка 13 статьи 42 Правил). Графическое изображение зоны приведено на л.д. 166.

Суд отмечает, что вопрос об исключении земельного участка, арендуемого административным истцом, из зоны ОД1-1746 обсуждался в 2014 году. Данное обстоятельство следует из переписки между ООО «Воскресный парк» и Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.

При этом из переписки следует, что вопрос об исключении зоны был решен с учетом имеющегося договора аренды в пользу ООО «Воскресный парк» (л.д. 180-182).

В свою очередь, как следует из чертежа планировки территории, расположенной в границах территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш – <адрес>», утвержденного Постановлением Администрации г. Омска от 10.03.2017 № 210-п, спорный земельный участок находится в зоне размещения объектов образования (объект федерального значения), фрагмент чертежа находится на л.д. 167.

Размещение объектов образования к видам разрешенного использования земельного участка, находящегося в зоне ОД – 1 не относится.

Оспариваемое Постановление Администрации г. Омска было опубликовано в газете «Третья столица» от 16.03.2017г. № 10 (983), а также размещено на официальном сайте Администрации г. Омска в полном объеме, включая приложения в графическом виде.

Учитывая же время формирования земельного участка, цели такового, а также передачу земельного участка в аренду административному истцу, суд отмечает, что при подготовке проекта планировки части территории г. Омска не было учтено существующее фактическое землепользование, чем были нарушены права и законные интересы как заинтересованного лица ТУ Росимущества в Омской области, обладающего правом собственности на земельный участок, так и административного истца, арендующего участок на 49 лет.

Наличие противорчий между Постановлением Администрации г. Омска № 210-п в части включения спорного земельного участка в зону 142.2 и Правилами нарушает, по мнению районного суда, права, свободы и законные интересы истца, поскольку создает препятствия в использовании спорного земельного участка по его назначению.

Доводы административного иска о том, что приведение названных правовых атов в соответствие друг с другом позволит административному истцу свободно распоряжаться принадлежащим истцу на праве аренды убедительны.

Суд дополнительно отмечает, что административному истцу, который, как следует из объяснений представителя общества, было отказано в выдаче разрешения на строительство на названном выше участке, в том числе, ввиду несоответствия представленной проектной документации требованиям к строительству в части обеспечения использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории городка Нефтяников в Советском округе г. Омска (л.д. 38-40).

Применительно к изложенным выше нормам закона и фактическим обстоятельствам дела суд признает недействующим Постановление Администрации города Омска от 10 марта 2017 года № 210-п «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш – <адрес> в части включения земельного участка кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, имеющего местоположение в 130 м относительно здания, расположенного по адресу: <адрес>, в зону 142.2 размещения объектов образования (федерального значения), содержащейся в приложении № «Чертеж планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>», поскольку это постановление в оспариваемой части противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Правилам и ГрК РФ.

В указанной части, доводы административного иска суд считает обоснованными и отклоняет доводы административного ответчика об отсутствии нарушения прав истца при принятии обжалуемого постановления по приведенным выше мотивам.

При этом суд соглашается с доводами административного ответчика и заключением прокурора в той части, что оспариваемый нормативно-правовой акт был опубликован в установленном порядке и масштабе, позволяющем установить, в том числе, границы планируемых земельных участков. Указанный вывод суда, в то же время, в общем не влияет на принимаемое судом решение по спору.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения спора были установлены, в том числе, обстоятельства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а именно, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие части оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая, что обжалуемое постановление на дату разрешения настоящего спора применяется и на основании этого акта реализуются права граждан и организаций, суд полагает возможным признать постановление (в оспариваемой части) недействующим только со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

признать недействующим Постановление Администрации города Омска от 10 марта 2017 года № 210-п «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>» в части включения земельного участка кадастровым номером №, имеющего местоположение в 130 м относительно здания, расположенного по адресу: <адрес>, в зону 142.2 размещения объектов образования (федерального значения), содержащейся в приложении № «Чертеж планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес>», с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию города Омска опубликовать решения суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа местного самоуправления.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     М.М.Сафронов    

В окончательной форме решение суда принято 10 сентября 2017 года

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн