Дело № 2а-3443/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2017 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Панковой И.А.
при секретаре Пилясовой Д.А.
с участием представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Килина ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании действия незаконным, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Килин С.Ю. обратился с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании действия незаконным, обязании произвести действия, указав в обоснование, что административный истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации прекращения права собственности в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ...; ...; ...; на регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером .... Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением приостановлена государственная регистрация прекращения права, регистрации права по причине непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права. Истец считает, что он не должен представлять никаких дополнительных документов, поскольку кадастровый паспорт объекта недвижимости с кадастровым номером ..., а также соответствующие данные ЕГРН содержат все необходимые сведения о проведенной реконструкции объекта недвижимого имущества и его характере.
Административный истец, его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не представили.
Представитель административного ответчика не согласилась с предъявленными исковыми требованиями в полном объеме, по основаниям изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам административного дела.
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Килина С.Ю. не имеется, при этом суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226Кодекса административного судопроизводстваРоссийской Федерации).
Статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», начавшей действовать с 1 января 2017 года, предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация праву осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, являются, в том числе, согласно подпункта 8, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения. Прекращения, перехода прав, ограничение прав и обременение объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Килин С.Ю. представил в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объектов недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером ..., площадью 20 кв.м., расположенным по адресу: ...; нежилого помещения с кадастровым номером ..., площадью 21,8 кв.м., расположенного по адресу: ...; нежилого помещения с кадастровым номером ..., площадью 21,9 кв.м., расположенного по адресу: ..., принадлежащих Килину С.Ю. на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи.
Также Килиным С.Ю. представлено заявление о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером ..., площадью 81,3 кв.м., расположенного по адресу: ...
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Новосибирской области приостановила государственную регистрацию прекращения права, права собственности на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям указанного закона и требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации, а произведенная реконструкция представляет собой изменение конфигурации и внешних границ здания, частью которого является данное помещение. Килину С.Ю. выданы рекомендации по доработке представленных документов.
Истец обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что указанное уведомление регистрирующего органа является незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. Перечисленные в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» основания приостановления определяют пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.Управлением Россрестра по Новосибирской области была приостановлена государственная регистрация права по заявлению Килина С.Ю. по тем основаниям, что из представленного им технического плана помещения от ДД.ММ.ГГГГ из находящихся в собственности ФИО1 трех объектов нежилых помещений с кадастровыми номерами ..., ..., ... площадью 20 кв.м., 21,8 кв.м., 21,9 кв.м. соответственно, расположенных по адресу: ... было образовано нежилое помещение площадью 81,3 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенное по этому же адресу, площадь которого и внешние границы согласно данным Единого государственного реестра недвижимости и технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, ранее учтенных объектов недвижимости и технического плана вновь образованного объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ изменились, в том числе за счет присоединения помещения, которое ранее прилегало к помещению с кадастровым номером ..., но не входило в общую площадь гаражного бокса. Управлением в связи с этим были усмотрены признаки реконструкции, что подтвердилось заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, данного в рамках проведенной правовой экспертизы документов.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Вместе с тем действующее законодательство в случае изменения объекта капитального строительства предусматривает внесение изменений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - если изменения являются несущественными, либо, в противном случае, регистрацию права собственности на объект реконструкции.
Создание объекта недвижимого имущества – нежилого помещения площадью 81,3 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... имело место в период до ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствует о том, что фактически произведена реконструкция объекта капитального строительства, под которой применительно к пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года № 37 (Приложение 3) как самовольная постройка рассматривается осуществление без соответствующего разрешения реконструкции жилых домов (частей домов); переоборудование правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот; возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого; возведение дополнительных зданий. При этом реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей), площади и качества инженерно-технического обеспечения (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных законоположений можно сделать вывод, что в отношении возведенного нового нежилого помещения, у которого изменены внешние границы и площадь без соответствующего разрешения, не могут быть совершены действия по государственной регистрации из-за сомнений, касающихся отнесения их к объектам самовольной постройки.
В соответствии с пунктами 23, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе (пункт 23).
Таким образом, Управление Росреестра по Новосибирской области, не является органом, уполномоченным разрешать спор о соответствии реконструкции объекта капитального строительства требованиям действующего законодательства, в том числе регистрировать право собственности на самовольную постройку.
При таком положении Управление Росреестра по Новосибирской области обоснованно приостановило государственную регистрацию прекращения права, права собственности по заявлению Килина С.Ю. для направления запроса, либо для предоставления соответствующих документов о разрешении на реконструкцию объекта, и ввода его в эксплуатацию Килиным С.Ю.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Килиным С.Ю. не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемым действием Управления Россрестра по Новосибирской области по приостановлению государственной регистрации прекращения права, права собственности были нарушены нормы действующего законодательства, а также его законные права и интересы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
отказать Килину ФИО1 в удовлетворении заявленных административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании действия незаконным, обязании произвести действия.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья И.А. Панкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.