Дело № 2а-6292/2017
Категория 2.19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2017 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,
при секретаре Скобцовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой С.А. к управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска, управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании действий, решения незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на материнский капитал,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска, управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска, мотивируя требования тем, что она имеет троих детей, постоянно проживает на территории Красноярского края, в связи с чем обратилась к ответчикам с заявлениями о выдаче ей сертификата на материнский капитал. Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска необоснованно возвратило ей заявление. А управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска в выдаче сертификата незаконного отказало, в связи с чем просит признать незаконным возвращение управлением Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска её заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, возложить на управление Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска обязанность выдать ей государственный сертификат, а также признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска об отказе в выдаче ей сертификата и возложить обязанность выдать ей сертификат на краевой материнский капитал.
В судебное заседание истец Михайлова С.А. не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, лично, ходатайств не заявляла.
Представители ответчиков в судебное заседание также не явились, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказными письмами, представили письменный отзыв по требованиям, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ходатайств ответчиков о рассмотрении дела по существу, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Согласно ч. 7 ст. 3 указанного Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Из содержания приведенных положений Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в контексте его преамбулы, следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 01 января 2007 года.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 5 закона).
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 № 1180н (ред. от 05.09.2016) утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, согласно п. 4 заявление и документы направляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте способом, позволяющим подтвердить факт и дату их отправления. В этом случае к заявлению прилагаются копии необходимых документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В случае если к заявлению, поданному в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр, не приложены документы или приложены не все необходимые документы, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в 5-дневный срок с даты получения заявления через многофункциональный центр возвращает заявление и приложенные к нему документы в многофункциональный центр для информирования заявителя об отказе в рассмотрении его заявления и о возможности представления заявления и необходимых документов повторно.
Согласно преамбуле Закона Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» настоящий Закон устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае в целях повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующих детей.
В соответствии со ст. 1 названного Закона Красноярского края действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.
Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета.
В силу ст. 3 Закона Красноярского края право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан:
а) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 июля 2011 года;
б) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 июля 2011 года.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с настоящим Законом (ч. 5 ст. 5 закона Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5937).
В судебном заседании установлено, что Михайлова С.А. является матерью троих детей: Михайловой Л.С., 00.00.0000 года года рождения (л.д. 11), Михайловой И.С., 00.00.0000 года года рождения (л.д. 12), Михайловой С.А., 00.00.0000 года года рождения (л.д. 10).
Ответом № АШ-4235/21/17 от 19 июля 2017 года управление Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска на основании п. 8 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал возвратило истцу заявление о выдаче сертификата, так как подпись и копии документов, не заверены нотариально, при этом истцом представлены свидетельства о рождении детей до 01 января 2007 года (л.д.26-27).
Поскольку истец, обращаясь с заявлением о выдаче государственного сертификата, не заверил подпись и приложенные к нему документы нотариально, ответчик в соответствии с законом возвратил истцу заявление с приложенными документами.
Нарушений закона ответчиком управление Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска не допущено.
Также судом установлено, что 31 июля 2017 года управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска ответом № 2027 отказало истцу в выдаче сертификата на материнский капитал, в связи с тем, что третий ребенок родился до 01 июля 2011 года (л.д. 34).
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что в силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.
Как положения Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», применяющийся к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года, так и положения закона Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5937«О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае», применяющийся к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 июля 2011 года, к истцу не применимы, поскольку её второй и третий ребенок родились до введения в действие указанных законом – в 1994 и 2005 году соответственно.
При таком положении у Михайловой С.А. отсутствует право на дополнительные меры поддержки, установленные как Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», так и Законом Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае».
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Михайловой С.А., предъявленных как к управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Октябрьском районе г. Красноярска, так и к управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Михайловой С.А. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Красноярска, управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании действий, решения незаконными, возложении обязанности выдать сертификат на материнский капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Т.Н. Вожжова
Копия верна: Т.Н. Вожжова