Дело № 2а-5903/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2017 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,
при секретаре Валиевой Г.Г.,
рассмотрев административное дело по административным исковым заявлениям Тронина В.А., Юферева И.В., Князева В.В., Юферева В.А., Юферева А.В., Юферева В.А., Максимова С,А., Стрелкова В.Е., Чазова А.С. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижову Е.А. о признании действий по распределению и выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отказов в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов незаконными, понуждении провести новое распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Тронин В.А., Юферев И.В., Князев В.В., Юферев В.А., Юферев А.В., Юферев В.А., Максимов С.А., Стрелков В.Е., Чазов А.С. обратились в суд с самостоятельными административными исками к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Чижову Е.А. в которых просили:
- признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий и заказниках Удмуртской Республики в сезоне охоты с <дата> по <дата>;
- признать незаконными отказы заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижова Е.А. в выдаче разрешений на добычу кабанов в общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики Тронину В.А., Юфереву И.В., Князеву В.В., Юфереву В.А., Юфереву А.В., Юфереву В.А., Максимову С.А., Стрелкову В.Е., Чазову А.С.;
- обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики провести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий и заказниках Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
Требования мотивированы тем, что административные истцы обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики.
Заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижовым Е.А. в выдаче разрешений на добычу кабанов в общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики административным истцам отказано.
Административные истцы считаю указанные отказы незаконными, поскольку при распределении охотничьих ресурсов было нарушено действующее законодательство, так заявления на подачу охотничьих ресурсов должны были приниматься со <дата>. В нарушение действующего административного регламента была организованна электронная очередь, с помощью которой можно было предварительно за две недели до начала приема заявлений записаться на прием к специалисту. Кроме того размещение приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № 82 от 03 мая 2017 года «Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата>» перед окончанием рабочего дня, преследовало цель не допустить к участию в распределении охотничьих ресурсов лиц, которые не были заблаговременно уведомлены об этом.
Определением от <дата> административные дела по административным искам было объединены в одно производство.
Определением от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В.
В ходе рассмотрения дела административные истцы дополнили исковые требования просьбой признать незаконными разрешения на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики в сезоне охоты с <дата> по <дата>, выданные Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е.В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С.В. Уточнили часть требований, просили обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики провести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц у охотничьим ресурсам.
В судебное заседание Тронин В.А., Юферев В.А., Юферев А.В., Юферев В.А., Максимов С.А., Стрелков В.Е., Чазов А.С., Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В., заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижов Е.А., не явились, о причинах неявки не сообщили, дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
В судебном заседании Юферев И.В. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить. При этом пояснил, что он утром <дата> приехал к зданию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, одним из первых стоял в очереди к терминалу за получением талона на подачу заявления на добычу кабана. Выдача талонов началась в 8 часов 30 минут, в первом выданном талоне был номер в очереди 273, при этом никто до них не получал талоны. Информации о том, что необходимо брать талон за две недели нигде не было, в том числе и на сайте Министерства, была только информация о начале приема заявлений за 30 дней до начала охоты. Получив талон, дожидался приглашения на прием, он подал заявление около 17 часов, при этом до обеда никого не приглашали для подачи заявлений.
В судебном заседании Князев В.В. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить. При этом пояснил, что он рано утром <дата> приехал к зданию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, стоял вторым в очереди к терминалу за получением талона на подачу заявления на добычу кабана, ему был выдан талоне с номером в очереди 273. Получив талон, дожидался приглашения на прием, прием начался после обеда.
В судебном заседании представитель административных истцов Батаев А.А., действующий на основании доверенностей, поддержал доводы, изложенные в административных исках, просил требования удовлетворить, при этом пояснил, что нормативными актами не предусмотрена возможность предварительной записи, в том числе с использованием терминала, а также установления двухнедельного срока предварительной записи. Все талоны на <дата>, по которым были выданы разрешения на охоту, были получены <дата>, выдача талонов началась в 5 часов 54 минуты. <дата> было выдано 256 талонов, в другие дни такого количества талонов не выдавалось.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Кушнир Е.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает необоснованным требования административного искового заявления, поддержала письменные возражения на административное исковое заявление. При этом пояснила, что вся информация была размещена на стендах и сайте Министерства. Все разрешения на добычу кабана в <адрес> Удмуртской Республики были получены по талонам, выданным <дата>. Система предварительной записи была введена для исключения конфликтов, при этом двухнедельный срок предварительной записи и сама электронная запись административным регламентом не предусмотрены.
Выслушав явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые заявления обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
<дата> Тронин В.А., Юферев И.В., Князев В.В., Юферев В.А., Юферев А.В., Юферев В.А., Максимов С.А., Стрелков В.Е., Чазов А.С. обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики
<дата> Тронину В.А., Юфереву И.В., Юфереву В.А., Юфереву А.В., Юфереву В.А., Максимову С.А., Стрелкову В.Е., Чазову А.С., <дата> Князеву В.В., заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижовым Е.А. отказано в выдаче разрешений на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики, в связи с превышением норм допустимой добычи кабана.
<дата> Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В. получили талоны электронной очереди для подачи заявлений на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов <дата>.
<дата> Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В. обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики.
<дата> Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е.В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С.В. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выданы разрешения на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики, сроки охоты с <дата> по <дата>, вид охоты «любительская спортивная».
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и участниками процесса не оспариваются.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что административные исковое заявления поданы в суд с соблюдением установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ от 24.07.2009 года N 209-ФЗ) право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
Согласно преамбуле Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР от 22.06.2012 N 31-РЗ) настоящий Закон в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 22.06.2012 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике.
В силу ст. 1 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган), на основании поданных заявлений на выдачу разрешений.
Таковым уполномоченным органом, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Положение), утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 N 564 является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является юридическим лицом, его местонахождение: 426051, г. Ижевск, ул. Максима Горького, 73/1 (литера А) (п. 6, 7 Положения).
Так, в соответствии с п.п.74 п.9 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики организует и осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пп. 13 п. 3 должностного регламента).
Вследствие чего оспариваемые административными истцами решения об отказе в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов приняты уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
Частью 12 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что добыча охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, осуществляется в соответствии с нормативами и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 38 этого же Федерального закона поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий. Данные нормы разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пункт 2 статьи 34 приведенного Федерального закона).
Согласно пунктам 1 и 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 564, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции, в том числе в области использования и охраны растительного и животного миров, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Министерство самостоятельно принимает в форме приказов нормативные правовые акты об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи.
В Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2010 года N 164 такой вид охотничьих ресурсов как копытное животное кабан не включен.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 03.05.2017 N 82 " Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата> " утверждены нормы допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата>, в том числе для общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики установлены нормы допустимой добычи кабана старше 1 года, без подразделения по половому признаку - 10 особей, до 1 года - 10 особей
Согласно п.1 ст. 2 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ заявления на выдачу разрешений подаются физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике (далее - заявители), в уполномоченный орган не ранее чем за тридцать дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения заявлений устанавливается исходя из времени их подачи или поступления.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений на добычу копытных животных и медведя осуществляется в следующем порядке:
1) 50 процентов разрешений распределяется между заявителями:
осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков на территории общедоступных охотничьих угодий;
осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, регулирование численности лисиц;
проводившими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом;
2) 50 процентов разрешений распределяется между иными заявителями.
Из материалов дела следует, что административные истца не относится к категории заявителей, указанной в п.1 ч. 3 ст. 3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ.
Следовательно, при подаче заявлений в уполномоченный орган административные истцы, наряду с другими заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч. 3 ст. 3 Закона УР от 22.06.2012 №31-РЗ, могли претендовать на участие в распределении 50 процентов разрешений на добычу кабана в пределах установленных приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от <дата> N 82 " Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с I июня 2017 года по <дата> " норм допустимой добычи кабана - для общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики - 10 особей.
Таким образом, в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики между заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч. 3 ст. 3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 10 разрешений на добычу кабана.
Материалами дела подтверждается, что заявления о выдаче разрешений на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики поданы в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики административными истцами <дата>.
Между тем, материалами дела подтверждается, что на момент принятия заявлений от административных истцов на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики уже были приняты заявления от Владыкина П.Г., Караваева С.М., Казакова И.В., Корепанова А.А., Вострокнутова Н.М., Чекменева Е.В., Викторова А.Г., Щенина А.А., Григорьева С.В., которые <дата> через электронный терминал получили талоны для подачи <дата> заявлений на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла названной нормы следует, что требование о признании незаконными действий может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если оспариваемое действие не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление об оспаривании таких действий.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ "Об охоте" порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен законом Удмуртской Республики от 22 июня 2012 года N 31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике".
Согласно ст. 2 Закона УР от 22.06.2012 №31-P3 «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике», заявления на выдачу разрешений подаются не ранее чем за 30 дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов. Заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, подаются в уполномоченный орган после их утверждения.
Как указывалось выше на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики между иными заявителями, к категории которых относятся административные истцы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 10 разрешений на добычу кабана.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов представляет из себя деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении отдельных государственных полномочий и является государственной услугой.
Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно части 1 статьи 12 которого, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления вышеуказанной государственной услуги физическим лицам установлен Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 204 (далее – Регламент).
Данный административный регламент регулирует отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, которая должна быть доступной и качественной.
Согласно требованиям к порядку информирования о предоставлении государственной услуги информации, в том числе о месте нахождения (адрес), контактных телефонах, а также графике приема посетителей уполномоченных органов размещаются на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных органов (п. 3 Регламента).
Порядок предоставления информации, сведения о месте приема заявлений, получения доступной и полной информации о предоставляемой услуге определенны в п.п. 35, 36, 39, 46 Регламента.
Как следует из пояснений явившихся административных истцов, письменных пояснений заинтересованных лиц, <дата> прием заявлений на добычу охотничьих ресурсов осуществлялся исходя из очередности указанной в талоне, выданном электронным терминалом, данный факт не оспаривается сторонами.
При этом следует отметить, что заинтересованные лица, получившие <дата> разрешения на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики, более чем за 30 дней до начала сезона охоты, а именно <дата> через электронный терминал получили талоны для подачи <дата> заявлений на добычу охотничьих ресурсов, тогда как возможность получения таких талонов до начала сезона охоты нормативно правовыми актами не предусмотрена.
Согласно представленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики сведениям талоны для подачи <дата> заявлений на добычу охотничьих ресурсов начали создаваться в 5 ч. 54 м. <дата> и до 7 ч. 58 м. того же дня, было создано 232 талона, при этом график работы Минприроды УР: понедельник - четверг - с 8.30 до 17.30, обед - с 12.00 до 12.48; по пятницам и в предпраздничные дни - с 8.30 до 16.30; (п. 4 " Административного регламента Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Выдача бланков разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на добычу охотничьих ресурсов" утвержденного Указом Главы УР от 10.10.2016 N 195).
Доказательств наличия каких-либо сообщений на стендах, на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, в которых бы содержалась информация о возможности <дата>, в том числе во внерабочее время, через электронный терминал получить талоны с указанием номера в очереди для подачи <дата> заявлений на добычу охотничьих ресурсов, материалы дела не содержат.
Отсутствие указанной информации в общедоступном месте свидетельствует о недоступности государственной услуги.
Искусственное создание препятствий, путем возможности получения талона с указанием номера в очереди более чем за 30 дней до начала сезона охоты, дает возможность для злоупотребления при установлении очередности и соответственно выдачу разрешений определенному кругу лиц, то есть приводит к нарушениям установленных принципов доступности и открытости предоставления данной государственной услуги.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено нарушение принципов открытости и доступности граждан РФ на добычу охотничьих ресурсов на территории УР, предусматривающий выдачу разрешений исключительно в порядке очередности поступления заявлений, а также нарушения прав административных истцов на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно ст. 3 п. 1 Закона УР «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в УР» распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.
Нарушения данного принципа, изложенного в ст. 3 п. 1 Закона УР «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в УР» при распределении разрешений влечет незаконность действий тех должностных лиц, которые выдали разрешения без соблюдения очередности приема заявлений.
Таким образом, по данному административному делу установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики при распределении и выдаче разрешений категории иных заявителей на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата> действовало вопреки требованиям законодательства, соответственно заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики незаконно отказано в выдаче разрешений на добычу кабана административным истцам, а выданные <дата> Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е.В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С.В. разрешения на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата> являются незаконными.
При наличии оснований в силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено нарушение принципов открытости и доступности на добычу охотничьих ресурсов, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на административных ответчиков устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем возложения на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанности по организации подачи, распределения, оформления и выдачи разрешений категории иных заявителей на добычу кабанов на территории охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата>.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку решение суда состоялось в пользу административных истцов, то с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу каждого из истцов подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые заявления Тронина В.А., Юферева И.В., Князева В.В., Юферева В.А., Юферева А.В., Юферева В.А., Максимова С,А., Стрелкова В.Е., Чазова А.С. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижову Е.А. о признании действий по распределению и выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отказов в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов незаконными, понуждении провести новое распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений категории иных заявителей на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата>.
Признать незаконными отказы заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижова Е.А. в выдаче разрешений на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях <адрес> Удмуртской Республики Тронину В.А., Юфереву И.В., Князеву В.В., Юфереву В.А., Юфереву А.В., Юфереву В.А., Максимову С,А., Стрелкова В.Е., Чазову А.С..
Признать незаконными разрешения на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата>, выданные <дата>, Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е,В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С,В..
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанность устранить допущенные нарушения прав Тронина В.А., Юферева И.В., Князева В.В., Юферева В.А., Юферева А.В., Юферева В.А., Максимова С,А., Стрелкова В.Е., Чазова А.С., путем организации подачи, распределения, оформления и выдачи разрешений на добычу кабана категории иных заявителей на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> Удмуртской Республики на период с <дата> по <дата>.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Тронина В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева И.В. по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Князева В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева А.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Максимова С,А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Стрелкова В.Е. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Чазова А.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме принято 13 октября 2017 года.
Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.