Дело № 2а-3450/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2017 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи М.М.Сафронова, при секретаре судебного заседания Ю.В. Чарушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омского областного отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры к Министерству культуры Омской области о признании действий органа государственной власти незаконными,
В судебном заседании приняли участие:
от административного истца – ШНП (по паспорту, выписка из протокола, л.д.54), ЗАГ (по устному ходатайству),
от административного ответчика Министерства культуры Омской области – СНВ (по доверенности, л.д. 71),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Омской областное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ООО «ВООПИиК») в лице председателя ШНП обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование указано, что в целях осуществления уставных задач общества по сохранению объектов культурного наследия, ООО «ВООПИиК» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Министерство культуры Омской области с заявлением о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – ансамбля жилых домов1913 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Консультативного совета Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области.
На заседании совета Министерством культуры Омской области, в противоречие экспертному мнению ХЖМ, указанному в документе «Обоснование культурной значимости зданий…», определяющему вид вышеуказанного объекта культурного наследия как «Ансамбль», был вынесен вопрос о соответствии (несоответствии) объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, критериям историко-культурной ценности, объекта культурного наследия в отношении «Жилых домов» по адресу: <адрес>. Обсуждение и голосование о статусе вышеуказанного объекта Министерства культуры проводило, формулируя вид объекта как «Жилые дома», а не «Ансамбль». Внесение данной формулировки Министерством культуры Омской области является самовольным и противоречит формулировке вида объекта культурного наследия указанной в документах и материалах, переданных Омским отделением ВООПИиК.
Кроме того, на данном заседании совета, принятие решения о соответствии (несоответствии) объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, критериям историко-культурной ценности, объекта культурного наследия, проводилось путем рассмотрения раздаточного материала, <данные изъяты> голосования в анкетах и дальнейшего подсчета голосов Министерством культуры Омской области.
В дальнейшем Министерство культуры Омской области Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия ранее указанных жилых домов.
Полагает оценку относимости спорного объекта к объекту культурного наследия субъективной, представленное экспертное заключение не было учтено.
В проведении повторного заседания консультативного совета с вынесением на обсуждение указанной в материалах заявления формулировкой (заявленный объект «Ансамбль»), Министерством культуры было отказано.
Полагает, что данный приказ является незаконным, так как он основан на результатах заседания консультационного совета, проведенного с нарушениями. Отказ Министерства культуры в проведении повторного заседания консультационного совета, является также незаконным.
Считает, что Министерство культуры Омской области нарушило права и законные интересы истца, нарушило свою конституционную обязанность, не проявило должную заботу о памятниках истории и культуры, в том числе за счет отказа в их выявлении.
Изначально просил суд признать незаконным и подлежащим отмене Приказ Министерства Культуры Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе во включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов» в отношении объектов «Жилой дом», 1914-1916 гг., расположенный по адресу: <адрес>; объект «Жилой дом», 1914-1916 гг., расположенный по адресу: <адрес>; объект «Жилой дом», 1914-1916 гг., расположенный по адресу: <адрес>; объект «Жилой дом», 1914-1916 гг., расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство культуры Омской области к проведению заседания Консультативного совета Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области, по вопросу о соответствии (несоответствии) объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, критериям историко-культурной ценности, объекта культурного наследия, в отношении ансамбля жилых домов Омского городского самоуправления, выстроенных для служащих Омской железной дороги 1913 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>.
В последующем, в ходе судебного разбирательства, заявленные исковые требования были уточнены и изложены в следующей редакции: «Обязать ответчика по настоящему делу к проведению заседания Консультативного совета Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Омской области, по вопросу о рассмотрении по существу заявления Омского отделения ВООПИиК о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – ансамбля жилых домов 1913 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Также суду представители административного истца заявили, что их заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия фактически не рассмотрено. Просили суд признать незаконным бездействие административного ответчика по нерассмотрению их заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В судебном заседании представители административного истца ШНП. и ЗАГ. требования поддержали.
Представитель административного ответчика СНВ требования административного истца не признала, поддержала возражения на административный иск, полагала, что заявление административного истца было Министерством рассмотрено, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО «ВООПИиК» требований, исходя следующего.
Согласно п. 2 Положения о Министерстве культуры Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 02.03.2004 N 48 "О Министерстве культуры Омской области" (вместе с "Положением о Министерстве культуры Омской области"), Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), находящихся в собственности Омской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения.
Из пп.6 п. 8 названного выше Положения следует, что Министерство как специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Омской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе, следующие функции: организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно приказу Министерства культуры Омской области от 27.01.2012 N "О консультативном совете Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (вместе с "Положением о консультативном совете Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"), при Министерстве создан консультативный совет Министертсва по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Консультативный совет).
Согласно п. 1 названного Положения, консультативный совет Министерства культуры Омской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом при Министерстве культуры Омской области и создан в целях совершенствования работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Согласно п.4, п. 8 Положения, Основными задачами Совета являются содействие Министерству в решении вопросов сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Дата очередного заседания Совета определяется председателем.
Пунктами 9,10,11 Положения о консультативном совете предусмотрено, что заседания Совета являются правомочными при наличии не менее половины его членов.
Совет принимает свои решения простым большинством голосов присутствующих членов. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего.
Решения Совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании. Решения Совета носят рекомендательный характер.
Пунктом 2 Положения о порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 11 мая 2016 года №132-п, организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта осуществляется Министерством культуры Омской области.
Для проведения указанной работы в Министерстве на постоянной основе функционирует консультативный совет по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия.
Согласно п. 8 Положения, критериями историко-культурной ценности являются: наличие у объекта признаков объекта культурного наследия, определенных в соответствии со статьей 3 Федерального закона; соответствие объекта требованиям, предусмотренным пунктом 12 статьи 18 Федерального закона; наличие у объекта историко-архитектурной ценности (стилевая выразительность, индивидуальность, персонификация авторства, использование при проектировании и строительстве тех или иных передовых приемов, методов и материалов), градостроительной ценности (влияние объекта на окружающее пространство, его организующая и доминирующая роль либо ансамблевый характер застройки территории); подлинность объекта (степень его сохранности в историческом виде).
Согласно пункту 9 Положения о порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по результатам проведенной работы по установлению историко-культурной ценности объекта Министерство с учетом решения консультативного совета принимает в соответствии с законодательством решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВООПИиК» направило министру культуры заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – усадьбы, состоящей из 4 многоквартирных жилых домов в стиле «рациональный модерн», расположенной в городе Омске по адресу: <адрес>4 (л.д.85).
Из протокола заседания Консультативного совета от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовал представитель административного истца, следует, что по данному заявлению было принято решение рекомендовать Министерству организовать работу по установлению историко-культурных ценностей объектов – «Жилые дома», по адресу: <адрес>, и вынести вопрос на рассмотрение Консультативного совета. На данном заседании присутствовал председатель ООО «ВООИиК» ШНП (л.д.90-95).
Из текста протокола также видно, что указанные дома рассматриваются совместно, как усадьба и единый архитектурный ансамбль.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВООПИиК» направило на имя министра культуры Омской области ЛВП материалы исследования историко-культурной ценности спорных объектов недвижимости. В указанных материалах содержится обоснование культурной значимости зданий, обладающих признаками объектов культурного наследия «Ансамбль жилых домов Омского городского самоуправления, выстроенных для служащих Омской железной дороги», 1913 год, которое подготовила член совета Омского отделения ВООПИиК ХЖМ.(л.д.96-99).
Из протокола заседания консультативного совета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что большинством голосов членов совета (7 голосов против 6) признано несоответствие объектов (домов) критериям историко-культурной ценности. На Консультативном совете ДД.ММ.ГГГГ было принято следующее решение: по результатам проведенной работы по установлению историко-культурной ценности объектов (дома) Министерству с учетом мнения решения Консультативного совета принять в соответствии с законодательством решение о включении объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включение указанных объектов в данный перечень (л.д.111-115).
Исследуя представленные административным ответчиком протоколы заседания Консультативного совета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что поставленный административным истцом перед административным ответчиком в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9) вопрос был разрешен, принятые на заседаниях решения были правомочны, поскольку заседания были проведены и оформлены в соответствии с указанными выше нормативными актами.
Нарушений в процессе принятия консультативным советом решений суд не установил.
По изложенным основаниям суд не находит оснований к удовлетворению заявления административного истца.
В случае несогласия административного истца с принятым, в том числе, с учетом выявленных консультативным советом обстоятельств, административным ответчиком приказа от ДД.ММ.ГГГГ №39 «Об отказе во включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия», административный истец не лишен права, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, оспорить его в установленном КАС РФ порядке.
Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Омскому областному отделению Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.М.Сафронов
В окончательной форме решение изготовлено 01 сентября 2017 года