8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании действий незаконными, возложении обязанности установить разумные сроки № 2а-2678/2017 ~ М-1619/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Нижний Новгород

Ленинский районный суд в составе председательствующего судьи Лебедева Д.Н., при секретаре Шагиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Н.Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации города Нижнего Новгорода о признании действий незаконными, возложении обязанности установить разумные сроки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Н.Новгорода обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным действия, выразившегося в установлении сроков реконструкции и расселения жителей многоквартирного дома № по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, обязании установить разумные срока для снова аварийного дома

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Н. Новгорода № дом № по ул<адрес> признании аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением установлен срок сноса данного дома силами собственников помещений до ДД.ММ.ГГГГ и определен срок отселения жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени в доме № по <адрес>, являющимся аварийным, проживают как собственники жилых помещений, так и граждане-наниматели жилья, находящегося в муниципальной собственности.

Вместе с тем, исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст.2, 32 и 87 Жилищного кодекса РФ в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную переселению граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Поскольку дальнейшая эксплуатация дома № по <адрес> и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г. Н. Новгорода об установлении срока сноса дома силами собственников помещений и сроках отселения жителей домов до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения совместного с представителями Государственной жилищной инспекции Нижегородской области обследования дома № по <адрес> установлено, что в техническом подполье квартир подъезда № обнаружено разрушение несущей деревянной балки из-за этого в квартире № и на лестничных клетках наблюдаются разрушения стен, перекос дверных и оконных блоков, уклон и расслоение дощатого пола.

Согласно заключению ООО «Белая река» в ходе обследования были выявлены значительные неравномерные деформации основания фундаментов, деструкция элементов деревянного каркаса, трещины в штукатурном слое деревянных наружных и внутренних стен, отслоение штукатурного слоя, трещины в штукатурном слое деревянного чердачного перекрытия, отслоение штукатурного слоя, провисание участков перекрытия – опасность обрушения. Несущие конструкции дома имеют все признаки неисправности и неспособности нести дельнейшие нагрузки.

Считает, что действия администрации г. Н. Новгорода об установлении сроков сноса и расселения жителей многоквартирного дома № по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, до ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными в связи с неразумностью указанного срока.

Административный истец просит:

- признать действия об установлении сроков реконструкции и расселения жителей многоквартирного дома № по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконными;

- обязать администрацию г. Нижнего Новгорода установить разумные сроки сноса аварийного дома № по <адрес> и отселения из него жителей.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Н.Новгорода Киреева Е.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители администрации г. Нижнего Новгорода Бондарева Т.С., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском не согласилась, просила в иске отказать. Суду пояснила, что дом находится в эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ, комиссией выявлена деформация перегородок, грибок и плесень, что говорит о том, что жильцы ненадлежащим образом следили за своим имуществом. По отношению к другим аварийным домам этот срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным. Жильцы могут обратиться в администрацию для переселения их в маневренный фонд. При установлении сроков расселения они исходят из наличия денежных средств и конкретных домов, в которые будут расселяться граждане.

Представитель администрации Ленинского района г. Н.Новгорода Барышева В.С. позицию представителя администрации города Нижнего Новгорода поддержала. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.

Пунктом 1 ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Объективная невозможность определить круг лиц выражается в невозможности их практической индивидуализации и привлечения в качестве сторон (участников) по делу.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № дом № литера <данные изъяты> по <адрес> признан аварийными и подлежащими сносу.

Срок отселения жильцов установлен - ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный срок сноса и расселения жильцов указанного дома суд находит неразумным по следующим мотивам.

Согласно техническому отчету по обследованию технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного ООО «Белая река» в ходе обследования жилого дома были выявлены значительные неравномерные деформации основания фундаментов, деструкция элементов деревянного каркаса, трещины в штукатурном слое деревянных наружных и внутренних стен, отслоение штукатурного слоя, трещины в штукатурном слое деревянного чердачного перекрытия, отслоение штукатурного слоя, провисание участков перекрытия – опасность обрушения. Несущие конструкции дома имеют все признаки неисправности и неспособности нести дельнейшие нагрузки. Техническое состояние аварийное (л.д. 17-32).

Суд приходит к выводу, что срок – до ДД.ММ.ГГГГ., до момента расселения жильцов и сноса дома является чрезвычайно длительным. За период ДД.ММ.ГГГГ могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушение права жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Признавая неразумным срок сноса и расселения жильцов указанного дома ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что столь длительный срок расселения дома нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем, нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о необходимости сократить срок сноса и расселения дома № литера <данные изъяты> по ул. Дружбы г. Н.Новгорода.

Поскольку срок расселения дома установлен Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, прокурор Ленинского района г. Н.Новгорода просит суд признать незаконными действия административного ответчика по установлению неразумного срока расселения указанного дома, то суд считает, что восстановление нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц возможно путем признания незаконным Постановления администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления срока расселения жильцов до ДД.ММ.ГГГГ

Разумным сроком расселения указанного дома суд считает до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что расходы по расселению и сносу дома должны быть запланированы и предусмотрены в бюджете города Н.Новгорода, а также с учетом необходимости заключения договора подряда, по результатам проведенного конкурса, на выполнение работ по сносу этого дома.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск прокурора Ленинского района г. Н.Новгород в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации города Нижнего Новгорода удовлетворить

Признать незаконным постановление администрации города Нижнего Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока сноса и отселения жильцов дома № по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ

Установить срок сноса и отселения жильцов дома № по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский областной суд через Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Д.Н. Лебедев

Копия верна. Судья:

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн