Дело № 2а-5201/2017 05 октября 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузьминой О.В.,
при секретаре Клочкове И.Д.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корнюшенко В.В. к заместителю главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ярославлеву В.И., Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании действий незаконными, обязании дать разрешение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Корнюшенко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ярославлеву В.И., Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании действий незаконными, обязании дать разрешение, ссылаясь на то, что 29.09.2017 года он обратился в Администрацию Красногвардейского района СПб с уведомлением <№> о проведении 05.10.2017 года, 06.10.2017 года с 15 часов 00 минут до 18 часов 00 минут публичных мероприятий (пикетирования) в парке Малиновка, по адресу: <адрес>, на месте схождения пяти пешеходных троп, между водоемом и ТРЦ «Июнь» с целью информирования граждан об общественных инициативах А.; в уведомлении указана цель мероприятия, форма, дата, время и место проведения мероприятия и все иные необходимые согласно закону сведения. Административный истец указывает, что 03.10.2017 года на указанное уведомление от Администрации района был получен ответ <№> от 03.10.2017 года из которого следует, что по информации Правобережного эксплуатационного района ГУН «Ленсвет» в парке Малиновка проводится аварийный ремонт группового кабеля, в ходе которого планируется использование специальной техники, эксплуатация которой требует соблюдения специальных правил техники безопасности. С указанными действиями Администрации района административный истец не согласен, по следующим основаниям: в нарушение пп. 2 п.1 ст. 12 Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 года орган исполнительной власти не высказал предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который бы позволял реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов; территория проведения публичного мероприятия не является непосредственно прилегающей к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; в запрашиваемом месте пикетирования работы не ведутся; информация Правобережного эксплуатационного района ГУП «Ленсвет» о работах в парке Малиновка документально не подтверждена. Административный истец просит признать незаконными действия Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в части невозможности согласования публичных мероприятий в форме пикетирования с целью информирования граждан об общественных инициативах А. 05.10.2017 года, 06.10.2017 года с 15 часов 00 минут до 18 часов 00 минут согласно уведомлению от 29.09.2017 года; обязать Администрацию Красногвардейского района СПб дать разрешение на заявленное пикетирование.
Административный истец Корнюшенко В.В. в судебное заседание явился, заявленные требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Административный ответчик заместитель главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ярославлев В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования не признал.
Представитель административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Истомина В.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных Корнюшенко В.В. требований возражала.
В силу ст. 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика заместителя главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ярославлева В.И.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Корнюшенко В.В. заявленными не обоснованно и удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с обеспечением реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п.7 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 29.09.2017 года Корнюшенко В.В. обратился в Администрацию Красногвардейского района СПб с уведомлением <№> о проведении 05.10.2017 года, 06.10.2017 года с 15 часов 00 минут до 18 часов 00 минут публичных мероприятий (пикетирования) в парке Малиновка, по адресу: <адрес>, на месте схождения пяти пешеходных троп, между водоемом и ТРЦ «Июнь» с целью информирования граждан об общественных инициативах А.; в уведомлении указана цель мероприятия, форма, дата, время и место проведения мероприятия и все иные необходимые согласно закону сведения.
03.10.2017 года на указанное уведомление от Администрации района Корнюшенко В.В. был получен ответ <№> от 03.10.2017 года из которого следует, что по информации Правобережного эксплуатационного района ГУН «Ленсвет» в парке Малиновка проводится аварийный ремонт группового кабеля, в ходе которого планируется использование специальной техники, эксплуатация которой требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
Согласно п. 1.6 Положения о порядке рассмотрения уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге мероприятий, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.08.2016 года № 654, пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии с п. 2.1 указанного Положения, уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 08.06.2011 года № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 настоящего Положения и рассматривается исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Пункт 3.1.2 Положения предусматривает, что рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий в Санкт-Петербурге производится администрацией района Санкт-Петербурга при проведении публичного мероприятия на территории одного района Санкт-Петербурга по месту его проведения с количеством участников до 500 человек включительно.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законным интересов заявителя.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Не согласившись с решением администрации района, Корнюшенко В.В. ссылается на то, что административный ответчик, сообщив ему о невозможности проведения публичного мероприятия (пикета), фактически отказал на не предусмотренных законом основаниях в согласовании проведения публичных мероприятий в заявленном в уведомлениях местах, в связи с чем, считает незаконными действия администрации района по ответу о невозможности согласования либо об отказах в согласовании заявленных им публичных мероприятий, противоречащие нормам Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», препятствующие реализации предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествие и пикетирование.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный ответчик указал в возражениях, что оспариваемое решение право организатора публичного мероприятия на проведение пикетирования не нарушало, а лишь предлагало привести в соответствие с установленными требованиями уведомление о проведении мероприятия, перенести данное мероприятие на другую дату, в целях обеспечения безопасности граждан в связи с проведением Правобережным эксплуатационным районом ГУН «Ленсвет» аварийного ремонта группового кабеля, изменить место проведения мероприятия в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ. Место проведения публичных мероприятий, указанные организатором в уведомлении, располагаются в непосредственной близости от объектов транспортной инфраструктуры, проведение там публичных мероприятий с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции будет затруднять движение пешеходов, к тому же проведение мероприятия по указанному адресу не обеспечивает безопасность граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время). Указано, что специально отведенным местом согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2012 года № 1363 для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Красногвардейского района является площадка, расположенная в Полюстровском парке вокруг стелы 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции в 250 м от шоссе Революции и 130 м от пр. Металлистов, о чем представителем административного ответчика было заявлено в судебном заседании.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Часть 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч. 2.2 ст. 8 Закона).
Утверждения административного истца, что его право как организатора публичного мероприятия на проведение пикетирования нарушено административным ответчиком, не нашли своего подтверждения.
Согласно ст. 2 Закона № 54-ФЗ целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 8 Закона № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся в том числе территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
В соответствии с п.п. 2.2 ст. 8 Закона № 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В подтверждение этого обстоятельства административным ответчиком представлен ордер <№> от 04.10.2017 года на производство аварийных работ в виде земляных работ; устранения аварии на объекте электрического кабеля наружного освещения, производство работ разрешено с 04.10.2017 года по 08.10.2017 года; Акт от 02.10.2017 года о выходе из строя группового кабеля; фотографии места проведения пикетирования.
Суд учитывает, что проведение публичного мероприятия на пересечении пешеходных дорожек парка Малиновка при производстве аварийных работ по ремонту электрического кабеля, в ходе которых подразумевается использование специальной техники, эксплуатация которой требует соблюдения специальных правил техники безопасности, не может обеспечить безопасность граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время).
Заявленное место публичного мероприятия находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что может негативно сказаться на безопасности дорожного движения. Проведение в этом месте публичного мероприятия с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции может затруднить движение пешеходов.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что письмо администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга <№> от 03.10.2017 года отказом в проведении публичного мероприятия не является, поскольку ответ административным ответчиком дан Корнюшенко В.В. в установленные сроки, содержит обоснование невозможности согласования проведения заявленных Корнюшенко В.В. в уведомлении от 29.09.2017 года публичного мероприятия в заявленном месте и времени.
Судом по материалам дела установлено, что на дату оспариваемого письма от 03.10.2017 года у административного ответчика имелись сведения о проведении ГУН «Ленсвет» аварийного ремонта группового кабеля с использованием специальной техники в парке Малиновка, а следовательно, последний не мог их не учитывать.
Представленные административным истцом в материалы дела фотографии места проведения публичного мероприятия, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные фотографии сделаны 04.10.2017 года и факт проведения или отсутствия проведения аварийных работ по состоянию на 05-06.10.2017 года не подтверждают; из представленных истцом фотографий от 05.10.2017 года усматривается, что место необходимое для пикетирования огорожено и подготовлено для производства аварийных работ.
При вынесении решения суд также учитывает, что предложение административного ответчика, поступившее в ходе судебного разбирательства административному истцу, об альтернативном месте проведения публичного мероприятия - площадка, расположенная в Полюстровском парке вокруг стелы 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции в 250 м от шоссе Революции и 130 м от пр.Металлистов, Корнюшенко В.В. не принял, мотивируя тем, что данная площадка не является аналогичной тому месту, которое он заявил в уведомлении, так как место, заявленное им для проведения публичного мероприятия является более проходимым, находится вблизи с различными объектами инфраструктуры, более посещаемое населением, а альтернативное место - площадка в Полюстровском парке, с которым он знаком, не отвечает этим требованиям, целям мероприятия, не позволяет довести до граждан цель его мероприятия.
Вместе с тем, доказательств того, что вариант альтернативного места проведения публичных мероприятий, предложенный администрацией района, не позволяет реализовать цель публичного мероприятия, административным истцом не представлено.
В ходе судебного разбирательства Корнюшенко В.В. продолжал настаивать на согласовании с административным ответчиком заявленного им места, пояснив, что не согласен с альтернативным местом проведения пикетирования, настаивая на заявленных требованиях, придерживаясь принципиальной позиции о незаконности оспариваемого ответа администрации по праву.
По мнению суда, правовая позиция, изложенная Корнюшенко В.В. в ходе судебного разбирательства, свидетельствует о категоричном отказе рассмотрения и принятия поступившего от административного ответчика предложения о месте проведениях публичных мероприятий, отличного от заявленного им в уведомлении, в связи с чем, доводы Корнюшенко В.В. о нарушении его прав ввиду отсутствия в оспариваемом письме предложения об ином альтернативном месте проведения мероприятий, не могут повлечь удовлетворение заявленных требований, исходя из следующего.
Изменение места проведения мероприятия по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ не может нарушать право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в связи с чем, административным ответчиком предложен Корнюшенко В.В. иной вариант места проведения публичных мероприятий с учетом формы, целей и средств планируемых мероприятий (пикетирование) который, по мнению суда, соответствовал достижению правомерных целей планируемого мероприятия и отвечал его социально-политическому значению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие в оспариваемом письме административного ответчика альтернативного места проведения публичных мероприятий, данное обстоятельство с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, не повлекло за собой существенного нарушения прав организатора публичных мероприятий и не свидетельствует о нарушении конституционного права административного истца на проведение публичных мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ.
Письмо <№> от 03.10.2017 года требованиям закона не противоречит, оформлено должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, заявленные Корнюшенко В.В. требования подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Корнюшенко В.В. к заместителю главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ярославлеву В.И., Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании действий незаконными, обязании дать разрешение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2017 года.