8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании действий незаконными № 2а-1968/2017 ~ М-2084/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-1968/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Аримбековой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 18 июля 2017 года

дело по административным искам Клишева А. И., Вайса П. В., Никитиной Т. К., Рунге Г. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

    Клишев А.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на земельный участок.

    В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление ответчику о постановке на кадастровый учет вновь образованного земельного участка и регистрации права собственности.

    ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление, что ввиду непредставления согласия арендатора на образование земельного участка осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права приостановлены.

    Считает данное решение необоснованным, поскольку он является собственником доли земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства с <данные изъяты> местоположение которого установлено по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

    На общем собрании участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о передаче земельного участка в аренду <данные изъяты> <данные изъяты> против которого он не смог возражать ввиду невозможности участия в этом собрании, но в последующем направил соответствующее уведомление арендатору.

    Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены его требования о согласовании местоположения границы земельного участка в связи с намерением выделить свою долю.

    На основании изложенного просил обязать ответчика осуществить постановку на кадастровый учет вновь образованного земельного участка с последующей регистрацией права собственности без согласия арендатора.

    Вайс П.В., Никитина Т.К., Рунге Г.Н., участники долевой собственности на указанный земельный участок обратились в суд с аналогичными исками.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления Клишева А.И., Вайс П.В., Никитина Т.К., Рунге Г.Н. объединены в одно производство.

    В дополнительных требованиях истцы просят признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выразившиеся в приостановлении государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, а также государственной регистрации права на эти объекты недвижимости.

    Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

    Представитель административных истцов Казаченко Д.И., действующий на основании доверенностей (т.2 л.д. 8, 82, 83, 84), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. Полагал, что границы земельных участков установлены решением Марьяновского районного суда, проект межевания утвержден, в связи с чем отказ в регистрации права собственности истцов на вновь образованные земельные участки является неисполнением решения суда.

    Представитель административного ответчика Джурмий Е.А., действующая на основании доверенности (т.1 л.д.46), в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности. Пояснила, что в настоящее время истцам отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки, поэтому решение о приостановлении указанных действий уже значения не имеет.    

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания для приостановления государственной регистрации предусмотрены в статье 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.

В соответствии с п.п.7, 49 ч. 1 ст. 26 названного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Клишев А.И. является собственником <данные изъяты> доли, Никитина Т.К. – <данные изъяты> доли, Вайс П.В. – <данные изъяты> доли, Рунге Г.Н. – <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, отделение №, поле <данные изъяты> на основании решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.65, 128, 207, т. 2 л.д.34, 70-76).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на выделенные земельные участки (т. 1 л.д. 51-55, 137-141, 219-223, т.2 л.д. 43-47).

ДД.ММ.ГГГГ истцам направлены уведомления, что осуществление указанных действий приостановлено сроком на три месяца в связи с тем, что не представлено согласие арендатора земельного участка на выдел принадлежащих им земельных долей (т.1 л.д.67-68, 84, 145-146, 149-150, 211-214, 227-230, 240-242 т.2 л.д. 38-39, 51-52, 55-56).

Истцы просят признать незаконными действия административного ответчика по приостановлению кадастрового учета и регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, указывая на возможность выдела принадлежащих им долей без согласия арендатора, поскольку как законные собственники возражают против заключенного договора аренды земельного участка.

Суд не может принять во внимание позицию административных истцов, полагая, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> законны по следующим основаниям.

    Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1).

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

Пунктом 5 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 (п. 2).

    В соответствии со ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании, в том числе письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 данного Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.

То есть, свое несогласие с заключением договора аренды находящегося в общей долевой собственности земельного участка или с его условиями участник общей долевой собственности может выразить на общем собрании, повестка дня которого предусматривает рассмотрение вопроса о заключении договора аренды земельного участка и его условия или изменении действующего договора аренды и его условий.

    Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение которого установлено по адресу: <адрес>, Степнинское сельское поселение, отделение №, поле <данные изъяты> находится в общей долевой собственности, в том числе и административных истцов. В отношении данного земельного участка зарегистрировано обременение права на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в пользу <данные изъяты> (т.1 л.д.29-45).

    ДД.ММ.ГГГГ участниками общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> принято решение о передаче в <данные изъяты> <данные изъяты>» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. <данные изъяты>. была избрана лицом, уполномоченным от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении данного земельного участка, находящегося в долевой собственности и образуемых из него земельных участков, заключать договоры аренды земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута (т.2 л.д. 85-89).

На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ между арендодателями - собственниками земельных долей в лице <данные изъяты> и арендатором <данные изъяты> заключен договор аренды, согласно которому арендодатели передают за плату, а арендатор принимает во временное платное владение и пользование указанный земельный участок сроком на 5 лет (т.2 л.д. 90-94).

    Административные истцы участия в проведении этого собрания не приняли, хотя были своевременно уведомлены о времени и месте проведения общего собрания участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

О своем несогласии направили уведомление арендатору спустя длительный период времени ДД.ММ.ГГГГ.     

Истцы полагают, что в настоящей ситуации они лишены права на возражения против принятого решения участниками долевой собственности о передаче земельного участка в аренду, поскольку не могут реализовать права по распоряжению своей собственностью по своему усмотрению.

Как указывал Конституционный Суд РФ, положения п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников долевой собственности, а также арендаторов земельных участков. Эти положения находятся в системном единстве с общим правилом, предусмотренным п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, о необходимости при образовании земельных участков получить согласие арендаторов, которое обеспечивает защиту прав указанных лиц и соответствует требованиям ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О).

Поскольку процедура передачи земельного участка в аренду проведена в соответствии с законом, истцы не были лишены возможности участвовать в проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ и возражать против заключения договора аренды земельного участка, суд приходит к выводу, что права административных истцов не нарушены.

В своих доводах представитель истца указывал, что одному из сособственников <данные изъяты> ответчиком осуществлена регистрация права собственности на выделенный земельный участок. Однако, как усматривается из протокола № общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, присутствовавшая на собрании <данные изъяты> голосовала против передачи земельного участка в аренду, соответственно, в данном случае не требовалось согласие арендатора на распоряжение собственником доли земельного участка.

Административные истцы не получили согласия арендатора на выдел земельных долей и не представили доказательств, подтверждающих, что на общем собрании участников долевой собственности они выражали несогласие с передачей земельного участка в аренду.

    По указанным основаниям Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки истцов было законно и обоснованно приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ сроком на три месяца.

При этом суд не может принять во внимание доводы представителя истцов со ссылкой на решение Марьяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку судом были удовлетворены требования, в том числе и административных истцов, только о признании согласованными местоположения выделяемых земельных участков (т. 2 л.д.12-18).    

При таких обстоятельствах суд считает, что действия административного ответчика по приостановлению осуществления кадастрового учета и регистрации права собственности соответствуют законодательству РФ осуществлены в пределах полномочий регистрирующего органа, права либо свободы административных истцов не нарушили, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Тем более, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком приняты решения об отказе административным истцам в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь образуемые земельные участки, следовательно, действия по приостановлению осуществления кадастрового учета и регистрации права собственности на вновь образуемые земельные участки никоим образом в настоящее время не затрагивают права административных истцов (т.1 л.д.69-70, 82-83, 85-87, 134-135, 177-178, 151-153, 215-217, 231-233, 243-245, т. 2 л.д.40-41, 53-54, 57-59).

Руководствуясь ст.ст.177-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Отказать в полном объеме в удовлетворении требований Клишева А. И., Вайса П. В., Никитиной Т. К., Рунге Г. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий о приостановлении государственного учета и государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки, и возложении обязанности осуществления указанных действий без согласия арендатора.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Валитова М.С.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн