Дело № 2а-11749/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Мороз Е.О.,
с участием
административного истца Тарасовой Н.В., её представителя Кошман В.Г.
представителя административного ответчика МИФНС № 23 по Красноярскому краю Кулеш Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарасовой Натальи Владимировны к МИФНС № 23 по Красноярскому краю о признании действий недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Тарасова Н.В. обратилась в суд с иском, который впоследствии дополнила к МИФНС № 23 по Красноярскому краю о признании решения недействительным. Требования мотивированы тем, что она являлась председателем Правления ТСН «ЭЛИА» с 03 июня 2016 года. 26 июля 2017 года с сайта государственной налоговой инспекции ей стало известно, что неизвестным ей лицом поданы документы, включая форму Р14001, вид изменений: изменение сведений, не связанных с учредительными документами (Р14001) в дату 21 июля 2017 года в электронном виде за входящим номером 21764А (дата готовности документов 31.07.2017). 26 июля 2017 года она подала возражения относительно предстоящей государственной регистрации по форме Р38001. 18 мая 2017 года на электронную почту пришел ответ, что ее возражения откланяются. 28 июля 2017 года ей стало известно, что ответчик осуществил государственную регистрацию поступивших изменений за вх. № 21764А на основании решения о государственной регистрации. Принятым решением были нарушены ее права. Протокол, явившийся основанием для осуществления государственной регистрации, не отвечает признакам достоверности. Собрание было проведено лицами, не являющимися членами ТСН «ЭЛИА» в неустановленном месте и в неустановленное время, неизвестны присутствующие на собрании люди и как они голосовали. Нумерация протокола № 2 могла вызвать сомнения у регистрирующего органа, так как товарищество вело хозяйственную, экономическую жизнь, большинство которой выражается в виде решений собраний членов товарищества. Протокол № 2 не содержит в себе ОГРН, ИНН, КПП иных реквизитов товарищества, позволяющих идентифицировать и соотнести данный протокол № 2 с ТСН «ЭЛИА». Протокол не содержит поименное содержание присутствовавших граждан РФ, что они являются членами ТСН «ЭЛИА», не указаны форма проведения собрания, место проведения собрания, время окончания собрания. Действующих членов ТСН «ЭЛИА» на 01.07.2017 года было 38 человек, никто из них не принимал участие в собрании. В протоколе указано, что Тарасова Н.В. открыла судебное заседание, однако она на собрании не присутствовала. В протоколе № 2 отсутствуют сведения о выступающих по вопросам, о докладах, выступающих, число голосовавших по каждому вопросу. Протокол содержит иные признаки недостоверности: лица, участвующие и избираемые являются лишь гражданами РФ и не указано их членство в ТСН «ЭЛИА», отсутствует решение о полномочиях Жмайдо Ю.Ю., по вопросу № 5 был утвержден Устав, но вопрос утверждения Устава относится к полномочиям первого собрания учредителей, далее в Устав могут быть внесены изменения, дополнения, утверждена новая редакция Устава. В повестке Протокола № 2 отсутствует вопрос об установлении лица, вносящем изменения в регистрирующий орган. Между тем, собрание приняло решение по вопросу, не включенному в повестку № 6, и поручило <данные изъяты> совершать все необходимые действия, связанные с государственной перерегистрацией товарищества. На протоколе отсутствует печать товарищества. В связи с чем, просит признать недействительным решение, выразившиеся в решении о государственной регистрации сведений вносимых в реестр (форма 14001) в том числе в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В судебном заседании административный истец Тарасова Н.В. административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в дополнении к нему, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что в июле 2017 года было проведено собрание членов ТСН «ЭЛИА», она вновь избрана председателем Правления ТСН «ЭЛИА», о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Кошман В.Г. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации сведений вносимых о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица по п.п. «а,д,ж,л» ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Ответчик обязан был провести проверку на основании поступивших от Тарасовой Н.В. возражений, но не сделал этого.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 23 по Красноярскому краю Кулеш Т.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила письменные возражения и пояснила, что в соответствии с распиской в получении документов от 21 июля 2017 года заявителем <данные изъяты>. в электронном виде в регистрирующий орган направлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р14001 в отношении ТСН «ЭЛИА» с приложением протокола № 2 общего собрания членов ТСН «ЭЛИА» от 19 июля 2017 года. Все документы подписаны электронной подписью <данные изъяты>. и соответствуют требованиям, установленным законом № 129-ФЗ. Из содержания представленного заявления по форме № Р14001 следует, что заявителем вносятся изменения в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (директоре). Лист «К» данного заявления содержит сведения о прекращении полномочий председателя Правления Тарасовой Н.В. и возложении полномочий на <данные изъяты>. 26 июля 2017 года Тарасовой представлено возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации документов по вх. № 21764А. На возражения Тарасовой дан ответ, что ее доводы не могут быть приняты во внимание, так как в компетенцию регистрирующих органов не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей. На основании представленных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172468785674. МИФНС проверило заявление и данные заявителя. Данные о лице в отношении, которого прекращались полномочия (Тарасовой) сведения не проверяются и не проверялись. Также не проверялся Протокол № 2, так как в компетенцию регистрирующего органа при рассмотрении документов, представленных при государственной регистрации, не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей. Кроме того, заявитель обжалует решение, не обладающее совокупностью признаков ненормативного правового акта, который может быть оспорен в порядке главы 22 КАС РФ. Кроме того, отсутствует нарушение прав истца, так как 31 июля 2017 года в МИФНС № 23 России по Красноярскому краю по каналам связи были направлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001 в отношении ТСН «ЭЛИА» в связи с возложением полномочий руководителя юридического лица (председателя правления) на Тарасову Н.В., на основании которых 07 августа 2017 года в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172468809456. Таким образом, председателем правления ТСН «ЭЛИА» является Тарасова Н.В. В связи с чем, основания для удовлетворений требований отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил письменные возражения на иск, где просил в удовлетворении требований отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ТСН «ЭЛИА» не явился, о слушании дела извещен надлежаще, о причинах неявки не уведомил.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии заинтересованного лица в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон №129-ФЗ) в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу п. 4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2).
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц. Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается. В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней. Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона (п. 4.4).
На основании ч. 1 ст. 11 Закона №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (п. а); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (п. д); несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона (п. ж); получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц (п. л).
Как видно из материалов дела, 21 июля 2017 года заявителем <данные изъяты>. в электронном виде в МИФНС России № 23 по Красноярскому краю направлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р 14001 (сведения о прекращении полномочий председателя Правления Тарасовой Н.В. и возложении полномочий на Жмайдо Ю.Ю. в отношении ТСН «ЭЛИА») с приложением протокола общего собрания членов ТСН «ЭЛИА» от 19 июля 2017 года. Все документы подписаны электронной подписью.
26 июля 2017 года от Тарасовой Н.В. поступили в регистрирующий орган возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации документов по вх. № 21764А.
27 июля 2017 года Тарасовой Н.В. был дан ответ, что, изложенные в заявлении доводы не относятся к возражениям по смыслу п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ и не могут быть приняты во внимание при осуществлении действий по государственной регистрации, так как в компетенцию регистрирующих органов не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей, данные споры подлежат рассмотрению в судебном порядке.
28 июля 2017 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172468785674, которой изменены данные в разделе «Сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица» - вместо Тарасовой Н.В. в качестве председателя правления указана <данные изъяты>
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в МИФНС России № 23 по Красноярскому краю для внесения в ЕГРЮЛ сведений о <данные изъяты> как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - ТСН «ЭЛИА», был представлен полный комплект документов, установленный законом (заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по установленной форме (№ Р 14001) с приложением протокола общего собрания членов ТСН «ЭЛИА» от 19 июля 2017 года). Документы были оформлены в соответствии с требованиями закона и подписаны электронной подписью.
Поскольку в возражениях заинтересованного лица Тарасова Н.В. выражала несогласие с Протоколом № 2 от 19 июля 2017 года, а у регистрирующего органа в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ отсутствует право на проверку правомерности принятых юридическими лицами решений и оценки их действий, то 28 июля 2017 года на основании представленных документов и отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, МИФНС России № 23 по Красноярскому краю в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172468651276, которой изменены данные в разделе «Сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица» - вместо Тарасовой Н.В. в качестве председателя правления указана <данные изъяты>.
Доводы стороны административного истца, о том, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации сведений вносимых о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица по п.п. «а,д,ж,л» ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ суд считает необоснованными.
Как видно из заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ подано по форме № Р14001, в заявлении указаны полное наименование юридического лица ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ «ЭЛИА», ОГРН 1162468082105, ИНН 2465146790. На основании указанных данных о юридическом лице регистрирующим органом было идентифицировано юридическое лицо в ЕГРЮЛ. Неверное указание номера ИНН Тарасовой не говорит о недостоверности сведений указанных в заявлении, так как сведения о ней в ЕГРЮЛ не вносятся. Заявление содержит полные данные о заявители <данные изъяты>. (ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, место жительства), подписано электронной подписью председателем Правления ТСН «ЭЛИА» <данные изъяты>., то есть уполномоченным лицом.
Поскольку сведения, указанные в заявлении, представленном <данные изъяты>. от 21 июля 2017 года в МИФНС России № 23 по Красноярскому краю, соответствуют установленной форме, заявление подписано уполномоченным лицом, а также, что представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 17 Закона № 129-ФЗ, то основания для отказа в осуществлении регистрации, предусмотренные п. "а,д,ж" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствовали.
Также отсутствовали основания для отказа в осуществлении регистрации, предусмотренные п. "л" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
Так, 21 июля 2017 года <данные изъяты>. обратилась в МИФНС России № 23 по Красноярскому краю с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ТСН «ЭЛИА».
26 июля 2017 года от Тарасовой Н.В. поступили в регистрирующий орган возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации документов по вх. № 21764А.
Само по себе поступление в регистрирующий орган возражения о предстоящей регистрации не является безусловным основанием отказа в государственной регистрации соответствующих изменений.
Возражения подлежат рассмотрению в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, с принятием соответствующего решения.
Лишь при обоснованности поступивших возражений, регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.
Поскольку протокол № 2 от 19 июля 2017 года об избрании <данные изъяты> в качестве председателя Правления ТСН «ЭЛИА» в установленном порядке по состоянию на 28 июля 2017 года отменен или признан недействительным не был, то суд приходит к выводу, что Жмайдо Ю.Ю. являясь председателем правления ТСН «ЭЛИА», имела право обращаться с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ, зарегистрировав себя в качестве председателя правления ТСН «ЭЛИА».
Учитывая, что <данные изъяты>. были представлены все необходимые документы, оформленные в соответствии с требованиями закона, отсутствовали документы, подтверждающих доводы о недостоверности сведений включаемых в ЕГРЮЛ и иных оснований для отказа в государственной регистрации не было, МИФНС России № 23 по Красноярскому краю 28 июля 2017 года принято решение о государственной регистрации.
Вместе с тем, судом установлено, что до обращения в суд с настоящим административным иском 31 июля 2017 года в МИФНС № 23 России по Красноярскому краю по каналам связи были направлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001 в отношении ТСН «ЭЛИА» в связи с возложением полномочий руководителя юридического лица (председателя правления) на Тарасову Н.В., на основании которых 07 августа 2017 года в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172468809456. Таким образом, председателем правления ТСН «ЭЛИА» является Тарасова Н.В.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования Тарасовой Н.В. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административных исковых требований Тарасовой Наталье Владимировны к МИФНС № 23 по Красноярскому краю о признании недействительными действия, выразившиеся в решении о государственной регистрации сведений вносимых в реестр (форма 14001) в том числе в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 02.10.2017