РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2017 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Грибовой Е.В.,
при секретаре Рафиковой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1862/2017 по административному исковому заявлению Грабко АГ к директору филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о признании действий (бездействия) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, направленных на удержание четырех электронных носителей информации незаконными и возложении обязанности по их возврату,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Грабко А.Г. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, утверждая, что директором филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО4 ему было незаконно и необоснованно отказано в возврате принадлежащих ему четырех электронных носителей информации. Так, для осуществления кадастрового учета земельного участка им предоставлялись четыре USB-флеш накопителя, содержащие межевой план. Однако, несмотря на указания, данные на его обращение директором Департамента недвижимости Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени USB-флеш накопители ему не возвращены. Незаконными действиями (бездействием) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> нарушаются его конституционные права, гарантированные Конституцией РФ как собственника USB-флеш накопителей. Просил суд признать действия административного ответчика по удержанию электронных носителей информации незаконными, обязать устранить допущенные нарушения и вернуть четыре электронных носителя информации, возложить обязанность по их возврату.
В судебном заседании административный истец Грабко А.Г. доводы административного иска поддержал по основанимя, изложенным в административным иске.
Представитель административного ответчика – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, действующая по доверенности Масева О.В., полагая доводы административного иска незаконными и необоснованными, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено по доводам административного истца Грабко А.Г. и не оспаривалось административным ответчиком, что для осуществления кадастрового учета земельного участка, Грабко А.Г. предоставлялись, одновременно с соответствующими заявлениями и документами, четыре USB-флеш накопителя с межевым планом.
Согласно ответу директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Грабко А.Г., орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов), заявителю или его представителю под расписку на основании заявления указанных лиц. Иные основания возврата (выдачи) каких-либо документов или носителей информации, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, Законом о кадастре не предусмотрены.
Исходя их характера заявленных правоотношений сторон, действия административного ответчика по удержанию указанных электронных носителей обусловлены публичными полномочиями органа, осуществляющего деятельность, связанную с ведением государственного кадастра недвижимости и подлежат разрешению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. п. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Формы заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, утверждены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Исходя из требований части 1.1 статьи 21 Закона о кадастре (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), межевой план направляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Вместе с тем, Формами заявлений предусмотрено, что в отношении документов, представляемых на электронном носителе, в соответствующем заявлении указываются: наименование, вид электронного носителя информации (оптический компакт-диск либо USB Flash Drive), размер файла.
Согласно пункту 30 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия - регистрационным номером поступивших документов.
Согласно положениям части 4 статьи 24 Закона о кадастре (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) в течение одного года со дня исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, носивших временный характер, орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов), заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона о кадастре (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) случае, сели не осуществлена государственная регистрация аренды.
Иные основания возврата (выдачи) каких-либо документов или носителей информации, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, Законом о кадастре не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, с обращением к административному ответчику от ДД.ММ.ГГГГ о возврате четырех USB-флеш накопителей, Грабко А.Г. было представлено письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес>, в котором указано, что, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, электронные носители информации, на которых были представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета, должны быть возвращены заявителю при обращении в орган кадастрового учета.
При этом, данное письмо для сведения либо для учета в работе в Филиал не направлено, каких-либо указаний для структурных подразделений в случае возникновения подобных ситуаций не содержит.
Вместе с тем, в письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, направленном, в том числе, в ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалы по субъектам Российской Федерации письмом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №-исх/04169-ГЕ/16, прямо указано, что обязанность органа кадастрового учета по выдаче (возврату) электронных носителей информации, на которых были представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета, по результатам кадастрового учета, действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд считает действия административного ответчика законными и обоснованными.
Утверждение административного истца Грабко А.Г. о незаконном удержании административном ответчиком принадлежащего ему имущества в виде четырех USB-флеш накопителей и соответственно незаконном лишении его права на них, суд считает несостоятельными, поскольку Грабко А.Г. предоставил их административному ответчику на основании установленного законом порядка, в целях осуществления кадастрового учета земельного участка, приобщения и последующего хранения в учетных делах. В связи с чем, вопреки доводам Грабко А.Г., административным ответчиком не допускается чужое незаконное владение его имуществом.
При этом суд учитывает, что Грабко А.Г., обращаясь с заявлениями к административному ответчику для осуществления кадастрового учета земельного участка, добровольно, в силу вышеназванных норм права, передал указанные USB-флеш накопители и его доводы о нарушении ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении его имущества путем принудительного отчуждения для государственных нужд и необходимость его возврата либо равноценного возмещения, суд считает несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм права.
Доводы административного истца о противоречии федеральных законов, на основании которых административным ответчиком в отношении него совершены незаконные действия, Конституции Российской Федерации, суд также считает несостоятельными.
Согласно положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Грабко АГ к директору филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о признании действий (бездействия) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, направленных на удержание четырех электронных носителей информации незаконными и возложении обязанности по их возврату, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья: Е.В.Грибова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.