<данные изъяты>
Дело №2а-3808/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Даниловой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым требованиям Полуэктова Олега Александровича к ГУ МВД России по Воронежской области:
- о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем,
- о возложении обязанности предоставить государственную услугу по рассмотрению ходатайства о признании беженцем,
УСТАНОВИЛ:
Полуэктов О.А. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем, о возложении обязанности предоставить государственную услугу по рассмотрению ходатайства о признании беженцем.
Обосновывая заявленные исковые требования, административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о признании беженцем на территории РФ, однако, было вынесено решение об отказе в признании беженцем. Указанный отказ считает незаконным.
В судебном заседании административный истец Полуэктов О.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Панишева М.А. заявленные требования полагает необоснованными, просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Суду представлены письменные возражения (л.д. 36-38).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от дата N 4528-1 "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 4528-1 "О беженцах" лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу статьи 10 Федерального закона N 4528-1 "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Полуэктов О.А. является гражданином <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Полуэктов О.А. обратился с заявлением о признании беженцем на территории Российской Федерации (л.д. 39).
Согласно справки об освобождении из мест лишения свободы № Полуэктов О.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-44).
Распоряжением Минюста России №-рн от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации заявителю, как иностранному гражданину, подлежащему освобождению из мест лишения свободы.
В соответствии с пп.7 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114- З «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» административному истцу не разрешен въезд в Российскую Федерацию бессрочно, о чем Полуэктов О.А. ДД.ММ.ГГГГ уведомлен под расписку (л.д. 42).
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано гражданину <адрес> Полуэктову О.А. в признании беженцем на территории РФ, так как он не соответствует определению «беженец» согласно пп.1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах» ( л.д. 47-50).
В соответствии с пунктом 47 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России N 425 во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно статье 1 Федерального закона "О беженцах".
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства). При этом лица, вынужденные покинуть страну гражданской принадлежности в результате внутренних и международных вооруженных конфликтов, обычно не рассматриваются как беженцы по смыслу Конвенции, Федерального закона "О беженцах".
Для того чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе (п. 66 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Как следует из оспариваемого решения и объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании, основной причиной отказа, на основании пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N "О беженцах", явилось то обстоятельство, что Полуэктов О.А. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения стать жертвой преследования в Украине являются большими, чем у других жителей страны в условиях сложной внутриполитической обстановки в этой стране, кроме того, не представлено никаких медицинских заключений о том, что он нуждается в экстренном лечении.
Доказательств наличия у Полуэктова О.А. признаков беженца и возможности подвергнуться негуманному обращению на территории государства гражданской принадлежности им не представлено.
Суд полагает, что не имеется препятствий к выезду административного истца на территорию <адрес>.
Согласно материалам дела в период подачи ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и в период рассмотрения ходатайства, на территории <адрес> не ведутся активные боевые действия. Достоверных доказательств, опровергающих данную информацию, административным истцом в ходе судебного заседания не предоставлено, в материалах дела не содержится.
Доказательств того, что административный истец Полуэктов О.А. занимался политической, общественной, религиозной деятельностью, принимал участие в военных операциях, имел проблемы во взаимоотношениях с властями государства гражданской принадлежности, подвергался уголовному преследованию, суду не предоставлено, к заявлению о признании беженцем не прилагалось.
Таким образом, судом не установлено оснований для признания незаконным и отмене решения ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем, а, следовательно, для возложения на ГУ МВД России по Воронежской области обязанности предоставить государственную услугу по рассмотрению ходатайства о признании беженцем.
Установив, что оспариваемый отказ ГУ МВД России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, наличие которых не доказано, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ считает необходимым отказать Полуэктову О.А. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования Полуэктова Олега Александровича к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем, о возложении обязанности предоставить государственную услугу по рассмотрению ходатайства о признании беженцем оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко