Дело № 2а-4362/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 07 августа 2017года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Стиба Л.Н.,
при секретаре судебного заседания О Л.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г.Хабаровска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска о признании незаконными бездействия, возложении обязанности к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указав на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части адаптирования остановочных пунктов г. Хабаровска для перевозки инвалидов и иных групп населения, установлено, что остановочный пункт «Уссурийская», расположенный по нечетной стороне ул. Волочаевской в г.Хабаровске в нарушение п. 5.3.3.8 ФИО4 № имеет возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой на автобусных остановках, которое составляет 0,15 м., 0,16 м., 0,17 м., при проходе на посадочную площадку расположен бордюр, что создает препятствие к самостоятельному передвижению инвалидов.
Автомобильная дорога по <адрес> включена в перечень дорог общего пользования местного значения городского округа «город Хабаровск».
Полагает, что отсутствие мер направленных на приведение остановки общественного транспорта «Уссурийская» в соответствии с требованиями нормативных документов в течении длительного периода свидетельствует о несоблюдении администрацией г.Хабаровска обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными бездействия Администрации города Хабаровска. Обязать Администрацию города Хабаровска в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести остановку общественного транспорта «Уссурийская», расположенную по нечетной стороне по <адрес> в соответствие с требованиями нормативных документов.
Представитель административного истца - помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления.
Представитель административного ответчика администрации г..Хабаровска ФИО3 в судебном заседании требования не признал, ссылаясь на доводы письменных возражений, в том числе указав на то, что администрация <адрес> вправе решать вопросы местного значения в пределах предусмотренных бюджетных средств и на те цели, которые бюджетом предусмотрены, содержание и ремонт спорного остановочного пункта на 2017 год в бюджет не запланированы, в связи с чем требуемые прокурором работы провести не представляется возможным, возможность исполнения решения возникнет не ранее чем через 6 месяцев.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Судом установлено, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска, по заданию прокуратуры города Хабаровска, проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части адаптирования остановочных пунктов г. Хабаровска для перевозки инвалидов и иных групп населения, в ходе которой установлено, что на остановке общественного транспорта «Уссурийская» расположенной по нечетной стороне <адрес> возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой на автобусных остановках составляет 0,17 м.
Выявленные обстоятельства отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры района с участием старшего государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по <адрес>.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В связи выявленными недостатками ДД.ММ.ГГГГ. прокурором <адрес> в адрес управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> вынесено представление №, в котором выдвинуто требование о принятии незамедлительных мер к устранению допущенных нарушений законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес прокурора <адрес> администрацией <адрес> направлена информация, согласно которой мероприятия по приведению остановки общественного транспорта «Уссурийская» в соответствии с требованиями нормативных документов будут рассмотрены при формировании адресного перечня мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ, при условии доведения лимитов денежных средств, предусмотренных муниципальной программой «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес прокурора <адрес> администрацией <адрес> направлена информация согласно которой мероприятия по приведению остановки общественного транспорта «Уссурийская»в соответствии с требованиями нормативных документов будут рассмотрены при формировании программы работ на ДД.ММ.ГГГГ год.
Вместе с тем, согласно положениям ФИО4 № «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановочные пункты общественного пассажирского транспорта для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Пунктом 5.3.3.8 ФИО4 № предусмотрено, что возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м.
Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения и устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5 ОСТ № поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 м и на подходе к автопавильону. Выбор типов покрытия посадочных площадок, тротуаров пешеходных дорожек следует производить с учетом климатических и грунтово-геологических условий. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара.
Требования указанного ГОСТа в силу ст. 12 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются обязательными при проектировании, содержании и благоустройстве дорог.
Пунктами 5, 7 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление им полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границ; городского округа.
Пунктом 26 названного Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа также относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Таким образом, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города.
Уставом городского округа «Город Хабаровск» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Хабаровска (п.п.5, 7 ст. 9).
Суд полагает, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объекту транспортной инфраструктуры предусмотрено действующим федеральным законодательством. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортного назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь, непринятие Администрацией города Хабаровска мер направленных на соблюдение обеспечения возвышения посадочной площадки на 0,2 м над остановочной площадкой «Уссурийская», установке бордюр по границе остановочной и посадочной площадок, свидетельствует о бездействии Администрации города Хабаровска, противоречит установленным требованиям законодательства, влечет нарушение прав граждан, в том числе граждан из числа инвалидов на обеспечение их прав к безопасному использованию общественного транспорта, в связи с чем, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.Хабаровска и возложении перечисленных обязанностей на ответчика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает необходимым установить срок устранений нарушения действующего законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в ненадлежащем содержании остановок общественного транспорта.
Обязать администрацию города Хабаровска в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу привести остановку общественного транспорта «Уссурийская», расположенную по нечетной и четной сторонах по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ №" (утв. распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-460-р), ФИО4 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ФИО4 № Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", а именно обеспечить возвышение посадочной площадки на 0,2 м над остановочной площадкой, установить бордюр по границе остановочной и посадочной площадок, продолжающий на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления решения в окончательной форме 14.08.2017г.
Председательствующий Л.Н.Стиба