Дело № 2а-6801/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 27 июля 2017 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Шалуповой Т.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к начальнику отдела <адрес> № Государственной инспекции труда в <адрес>, Государственной инспекции труда в <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений трудовых прав работников,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании бездействия начальника отдела <адрес> № Государственной инспекции труда в <адрес> при рассмотрении его жалобы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении на Государственную инспекцию труда в <адрес> обязанности по принятию мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений трудовых прав работников «ВЧДЭ-1» (с учетом уточнения исковых требований).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 16 марта 2017 года он обратился в Государственную инспекцию труда в Челябинской области с жалобой на нарушения Эксплуатационным вагонным депо Челябинск – структурное подразделение Южно-Уральской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры –филиала ОАО «РЖД» (далее – «ВЧДЭ-1») прав работников: работники в нарушение трудового законодательства привлекаются к сверхурочным работам; утвержденный для работников график сменности работы, работодателем не выполняется; работники своевременно не уведомляются об изменении графика их работы; отработанное работниками время сверх нормы времени, указанной в графике сменности за январь, работникам не оплачено, поскольку не ведется фактический учет рабочего времени. ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела <адрес> № Государственной инспекции труда в <адрес>. Из ответа усматривается, что рассмотрение инспекцией указанных в обращении требований не было проведено в полном объеме, а также не была проведена полная проверка соблюдения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности по указанным в жалобе нарушениям норм трудового законодательства.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по указанным в уточненном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик начальник отдела <адрес> № Государственной инспекции труда в <адрес> и представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в <адрес> - ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что трудовой инспекцией проведена проверка по обращению ФИО1 в полном объеме, от иных работников «ВЧДЭ-1» обращения о нарушении их трудовых прав в инспекцию не поступали, вопрос об оплате сверхурочной работы носит спорный характер и разрешается в судебном порядке.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Государственную инспекцию труда в <адрес> с жалобой, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ за вх. №, в которой указал на нарушения Эксплуатационным вагонным депо Челябинск – структурное подразделение Южно-Уральской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры –филиала ОАО «РЖД» («ВЧДЭ-1») прав работников: работники в нарушение трудового законодательства привлекаются к сверхурочным работам; утвержденный для работников график сменности работы, работодателем не выполняется; работники своевременно не уведомляются об изменении графика их работы; отработанное работниками время сверх нормы времени, указанной в графике сменности за январь, работникам не оплачено, поскольку не ведется фактический учет рабочего времени. Просил запретить работодателю привлекать работников к выполнению сверхурочных работ в нарушение порядка, установленного трудовым законодательством (ст. 99 ТК РФ); запретить нарушение утвержденных для работников графиков сменности; возложить на работодателя обязанность заблаговременно доводить изменения в графике сменности работников в соответствии с порядком, установленным трудовым законодательством (ст. 103 ТК РФ); оплатить работникам фактически отработанное работниками время за январь 2017 года; возбудить дело об административном правонарушении на основании ч. 3 п.1 ст. 28.1 КоАП РФ и привлечь работодателя к административной ответственности на основании п.1,6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> вынесено распоряжение № о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении Эксплуатационного вагонного депо Челябинск - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в связи с рассмотрением поступившего обращения работника ФИО1 Срок проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки у начальника Эксплуатационного вагонного депо Челябинск - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» запрошены документы, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ7 года, копия которого вручена главному инженеру «ВЧДЭ-1! ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: в нарушение требований п.9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, в трудовом договоре работника ФИО1 не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условия труда на рабочем месте работника, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> начальника Эксплуатационного вагонного депо Челябинск - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащий нормы трудового права.
ДД.ММ.ГГГГ письмом №-ОБ Государственной инспекцией труда в <адрес> ФИО1 был дан ответ на обращение.
Из указанного ответа следует, что в соответствии с предоставленными по запросу Государственной инспекцией труда документами работодателя, согласно листкам распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № о продолжительности рабочего времени работников депо в 2017 году ФИО1 ознакомлен, имеются подписи, также имеются подписи в листах ознакомления с распоряжением за 2015-2016 год. За период 2013 год – 1 квартал 2017 года Эксплуатационном вагонном депо Челябинск часы сверхурочной работы отсутствуют. На основании лично поданных заявлений, работники депо привлекаются к работе в выходные дни сверх нормы рабочего времени по графику за оплату труда в двойном размере (по желанию работника). Согласно предоставленным платежным документам заработная плата за первый квартал 2017 года начислялась своевременно и в полном объеме в соответствии с трудовым договорам и действующим законодательством. График сменности и табеля учета рабочего времени составлены в соответствии с трудовым договором, локальными нормативными актами организации и в соответствии с действующим трудовым законодательством. Также даны разъяснения, что в случае несогласия с полученными суммами заработной платы можно обратиться с исковым заявлением в суд.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
По смыслу положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Таким образом, спор между работником и работодателем об оплате сверхурочной работы, работы в выходной или нерабочий праздничный день, в ночное время в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что Государственной инспекцией труда в Челябинской области проведена проверка по поставленным в жалобе вопросам, у работодателя были запрошены все необходимые для проведения проверки документы, по всем поставленным в жалобе вопросам заявителю даны разъяснения в соответствии с трудовым законодательством на основании предоставленных работодателем документов, ответ соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, порядок и сроки рассмотрения обращения ФИО1 административным ответчиком нарушены не были.
От других работников «ВЧДЭ-1» обращения в трудовую инспекцию не поступали, документов, подтверждающих полномочия представлять интересы работников «ВЧДЭ-1» ФИО1 не имеет.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что отсутствуют нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска ФИО1 к начальнику отдела <адрес> № Государственной инспекции труда в <адрес>, Государственной инспекции труда в <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений трудовых прав работников - отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
04.08.2017
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: Т.С. Шалупова