Дело № 2а-4304/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2017г. г.Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре Сорокоумовой К.М.
помощника прокурора <адрес> ФИО3
представителя административного ответчика Администрации
<адрес> по доверенности ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска к Администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по соблюдению требований безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по соблюдению требований безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения законодательства по безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на участке автомобильной дороги в районе индивидуальных жилых домов квартала Моряков Амурцев в г.Хабаровске имеются выбоины и трещины превышающие параметры, установленные п. п. 3.1.1 3.1.2 ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Отсутствует освещение, тротуары для движения пешеходов. В соответствии с ч. 11 ст. 5 № 257-ФЗ№-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения являются обязанностями Администрации г. Хабаровска. Непринятие мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа способствует повышению травматизма, увеличению дорожно-транспортных происшествий и создает условия опасности дорожного движения для граждан, число которых невозможно установить и персонифицировать, и влечет нарушение их прав и законных интересов.
В связи с указанным, просит признать незаконным бездействие Администрации города Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по приведению проезда по кв-лу <адрес> в г. Хабаровске в соответствие с требованиями ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП № «Естественное и искусственное освещение», СНиП №* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».Обязать Администрацию <адрес> принять меры по соблюдению требований безопасности дорожного движения: восстановить ровность покрытия проезда- квартал <адрес> <адрес> в соответствие с требованиями п.3.1.1 ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», организовать уличное освещение в соответствии с СНиП № «Естественное и искусственное освещение», обеспечить проезд тротуарами для движения пешеходов в соответствии с СНиП №* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание представитель административного истца административный иск поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Представитель административного ответчика административный иск не признал в полном объеме. Не оспаривая обязанность Администрации г. Хабаровска по приведению дорожного полотна в соответствии с требованиями законодательства, ссылается на то, что администрация как исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления вправе решать вопросы местного значения лишь в пределах предусмотренных бюджетных средств и лишь на те цели, которые бюджетом предусмотрены. В настоящее время свободных денежных средств на ремонтные работы указанной промежутка дороги нет. Просит определить срок устранения нарушений не менее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Изучив в материалы дела в их совокупности, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения требований законодательства в области дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что отсутствует уличное освещение дороги квартал <адрес> в г.Хабаровске, освещение происходит за счет светильников, установленных на территории частных домовладений, на всем протяжении проезда отсутствуют тротуары, имеются выбоины: глубина более 5 см., длина более 3 м., ширина – 210 см., имеется грунтовая дорога после <адрес>, ведущая к строительной площадке МКД «Терасса» и МКД «Свой Дом». На период проведения осмотра грузовой транспорт отсутствовал. Данные нарушения подтверждаются актом, составленным ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> ФИО5 с участием прокуратуры сотрудников ОГИБДД УМВД России по <адрес>, специалиста управления дорог и внешнего благоустройства, департамента архитектуры и строительства Администрации <адрес>, фототаблицей.
Судом установлено, что указанный участок автодороги является объектом транспортной инфраструктуры <адрес>.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены государственным стандартом РФ ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологи и сертификации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 3.1.1, 3.1.2 ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от ДД.ММ.ГГГГ №) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно СНиП № «Естественное и искусственное освещение» от ДД.ММ.ГГГГ., освещению подлежат проезды, пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд, пешеходные и велосипедные дорожки, ступени и площадки лестниц и переходных мостиков, пешеходные дорожки на площадках и в скверах, предзаводские участки, не относящиеся к территории города (площадки перед зданиями, подъезды и проходы к зданиям, стоянки транспорта), железнодорожные пути (стрелочные горловины, отдельные стрелочные переводы, железнодорожное полотно).
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ предельные размеры отдельных выбоин проверенного участка дороги превышают по длине 3 м., ширине – 210 см., и глубине – 5 см.
Отсутствие освещения на кв-ле Моряков Амурцев также свидетельствует о нарушении прав граждан проживающих на данной территории на благоприятную окружающую среду обитания, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, судом установлено, что состояние проезда квартал <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», не оборудовано освещение в соответствии с требованиями СНиП № «Естественное и искусственное освещение», отсутствуют тротуары для движения пешеходов в соответствии с СНиП №* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении муниципальной программы городского округа «<адрес>» «Развитие городской дорожной сети и благоустройства <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» в состав городской дорожной инфраструктуры города также включены объекты наружного освещения и линии наружного освещения улиц, проездов, набережных.
Согласно положений Постановления №, необходимым условием для жизни всего города, для создания безопасных и комфортных условий для передвижения водителей и пешеходов по дорогам и улицам города в ночное время необходим комплекс мероприятий по развитию освещенности улиц, дорожной сети, площадей, внутриквартальных проездов города.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно положений части 8 статьи 62 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным федеральным законом технических регламентов реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, являющихся сооружениями пересечений, примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и данному федеральному закону.
Таким образом, впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, в части требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц подлежит применению ФИО6 №
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно положениям пункта 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу частей 11,3 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Как следует из статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования, могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно положениям части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части 1 статьи 19, пункта 1 части 3 статьи 41, устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города Хабаровска обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения города Хабаровска.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Устава Городского округа «Город Хабаровск» к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Город Хабаровск, являясь согласно п.2 ч. 3 ст. 47 Устава городского округа «город Хабаровск» собственником автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, обязан в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ нести бремя их содержания, обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Распоряжением Администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждена структура и положение об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес>, согласно п. 1.1 которого управление дорог и внешнего благоустройства является структурным подразделением администрации <адрес>. Как следует из п. 1.3. Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, управление создано с целью организации благоустройства и озеленения территории городского округа, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.6 Положения об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> одной из основных задач управления является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление развития сети автомобильных дорог в соответствии с ведомственными и долгосрочными целевыми программами и ассигнованиями бюджета города; координация участия предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности в комплексном благоустройстве и дорожной деятельности. В силу п.п. 3.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> в рамках решения основных задач управление планирует дорожную деятельность; осуществляет контроль за подготовкой подведомственных муниципальных унитарных предприятий к сезонным работам.
Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих об отнесении спорной дороги к категориям федерального, регионального, межмуниципального значения и частным дорогам, не представлено. Поскольку автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального значения и частных дорог, относятся к собственности городского округа, а осуществление дорожной деятельности - к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности, в т.ч. деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, являются обязанностями администрации <адрес>.
Непринятие мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, создаёт возможность повреждения транспортных средств граждан при участии в дорожном движении, что нарушает, гарантированные частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 34, частями 1,2 статьи 35 Конституции Российской Федерации права граждан на охрану частной собственности, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, на охрану законом права частной собственности, на обладание имуществом на праве собственности, на владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также снижает безопасность условий движения по дорогам, права граждан на которые предусмотрены пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со статьёй 18, частью 1 статьи 45, частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения обязанности в натуре.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Организация освещения улиц также является публичной обязанностью органа местного самоуправления, относящейся к вопросам местного значения, в том числе, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц-жителей городского округа, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение, должно соответствовать установленным техническим требованиям.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащее содержание дорожного полотна участка автомобильной дороги общего пользования местного значения, восстановление покрытия проезжей части, организация освещения дороги, оборудование тротуарами относятся к числу мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
Факт бездействия со стороны Администрации <адрес> установлен, поскольку администрацией <адрес> не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дорожного полотна в соответствии с требованиям ФИО6 № и СНиП. При таких обстоятельствах, непринятие городским округом «<адрес>» своевременных мер по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ города, организации освещения, пешеходных тротуаров, влечет нарушение прав граждан муниципального образования на обеспечение безопасности дорожного движения, указанное бездействие администрации <адрес> является незаконным, противоречащим приведенным выше правовым нормам. В связи с указанным, суд находит требования прокурора бесспорными, поскольку подтверждаются материалами дела, свидетельствующие о наличии у административного ответчика обязанности по выполнению данного вида работ, которые у суда не вызывают сомнений.
Из буквального толкования п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что требования о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Срок для производства работ по выполнения данного вида работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает сезонность выполняемых работ.
Учитывая, что работы могут быть исполнены только ответчиком, организация этих работ требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд полагает установить исполнимые сроки для реализации решения суда, т.е. шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по соблюдению требований безопасности дорожного движения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению проезда по кв-лу <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП № «Естественное и искусственное освещение», СНиП №* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Обязать Администрацию <адрес> принять меры по соблюдению требований безопасности дорожного движения: восстановить ровность покрытия проезда- квартал Моряков-Амурцев <адрес> в соответствие с требованиями п.3.1.1 ФИО6 № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», организовать уличное освещение в соответствии с СНиП № «Естественное и искусственное освещение», обеспечить проезд тротуарами для движения пешеходов в соответствии с СНиП №* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Копия верна:
Председательствующий: Савченко Е.А.