РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.05.2017 года Октябрьский районный суд г. Самары
под председательством судьи Шельпук О.С.,
при секретаре судебного заседания Дундуковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску ШВА к Управлению Роспотребнадзора по Самарской области, с участием заинтересованного лица Центрального банка РФ о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ШВА обратился в суд, с вышеуказанным административным иском указав, что дата по итогам рассмотрения его обращения в нарушении прав потребителем банковской услуги со стороны ПАО «Сбербанк», административный ответчик сообщил ему о передаче его обращения по подведомственности. Считает данное бездействие неправомерным, поскольку он имеет право на обращение в государственные органы. На дату обращения в суд для дальнейшего рассмотрения и принятия соответствующих мер его заявление в банк не поступало. Его обращение не было рассмотрено в течение длительного времени. Одной из основных целей проверки деятельности кредитной организации являлось установление причин закрытия его банковских счетов. Перед заключением договора у него не было возможности ознакомиться с условиями договора и порядком зачисления денежных средств на вклад. Просит признть бездействие административного ответчика незаконным.
В судебное заседание стороны не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Как следует из представленного ранее письменного отзыва Управления Роспотребнадзора по Самарской области, административный ответчик исковые требования не признает, обращение ШВА было направлено по подведомственности, поскольку надзор за соблюдением требованием в сфере банковской деятельности возложен на Центральный Банк России.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что административным истцом ШВА дата в Управление Роспотребнадзора по Самарской области была направлена жалоба, в которой административный истец просит провести проверку относительно обоснованности закрытия его банковских счетов по вкладам, открытым в ПАО «Сбербанк».
дата в адрес ШВА направлено сообщение о передаче его заявления по подведомственности для рассмотрения и принятия мер в пределах компетенции в Отделение по Самарской области Волго-Вятского Главного управления ЦБ РФ.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: 1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; 2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В силу п. 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Служба) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.
Кроме того, согласно п. 5.12 Положения Служба организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В соответствии с п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 10 указанного ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со ст. 41 ФЗ «О банках и банковской деятельности» надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.
При этом согласно ч. 1 ст. 19 указанного закона в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов или предписаний Банка России, установленных обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности и аудиторского заключения по ней, непредставления информации в бюро кредитных историй либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В силу ст. 1 ФЗ «О Банке России» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 56 указанного ФЗ банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
Таким образом, рассмотрение вопроса о правомерности закрытия банковского счета относится исключительно к вопросам законности банковской деятельности, в связи с чем надзор за законностью действий кредитной организации входит в компетенцию Банка России, а не в компетенцию Управления Роспотребнадзора.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик правомерно направил обращение ШВА в отделение Центрального банка для рассмотрения.
Административным ответчиком ответ на обращение ШВА дан в установленный срок, получение его административным истцом не оспаривается.
В соответствии с требованиями ч. 1,2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В судебное заседание административный истец, не явился, каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав административным ответчиком, не представил.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в редакции заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска ШВА к административному ответчику Управлению Роспотребнадзора по Самарской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение изготовлено 22.05.2017г.
Председательствующий судья: Шельпук О.С.