Дело № 2а-2578/2017 28 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
при секретаре Самойленко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Айдамирова Р.Н. к Всеволожскому городскому прокурору Корчагину А.Г., прокуратуре города Всеволожска Ленинградской области о признании бездействий незаконными,
с участием административного истца Айдамирова Р.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Айдамиров Р.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Всеволожского городского прокурора Корчагина А.Г., выразившееся в непринятии им предусмотренных законом мер по заявлению административного истца о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя Всеволожского РОСП УФССП РФ по Ленинградской области, а также в непредставлении ответа на заявление.
В обоснование заявленных требований Айдамиров Р.Н. ссылается на то, что является адвокатом, в рамках исполнения обязательств по заключенному с ним соглашению об оказании юридической помощи он обратился 10.01.2017 во Всеволожский РОСП ЦУФССП РФ по Ленинградской области с запросом на предоставление информации. Ответ на запрос ему предоставлен не был. 13.02.2017 Айдамиров Р.Н. обратился с заявлением к Всеволожскому городскому прокурору Корчагину А.Г. о возбуждении в отношении руководителя Всеволожского РОСП дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ. До настоящего времени ответ на заявление им получен не был.
Айдамиров Р.Н. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.
Административные ответчики Всеволожский городской прокурор Корчагин А.Г., прокуратура г. Всеволожска Ленинградской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
При таких обстоятельствах в силу положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в системе органов прокуратуры РФ регламентированы Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция), Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокуратура Российской Федерации это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе,
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,
надзор за исполнением законов судебными приставами;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
В соответствии ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Согласно п. 3.1 Инструкции, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Общий срок рассмотрения заявлений, жалоб и обращений граждан установлен пунктом 5.1 Инструкции - 30 дней.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 указанного Федерального закона.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что Айдамиров Р.Н. является адвокатом Адвокатской палаты Ленинградской области (реестровый номер 47/887).
13.02.2017 Айдамиров Р.Н. обратился с заявлением Всеволожскому городскому прокурору Корчагину А.Г., в котором просил возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении начальника Всеволожского РОСП УФССП РФ по Ленинградской области, ссылаясь на то, что им был направлен адвокатский запрос, на который не был предоставлен ответ.
Данное заявление было получено адресатом 07.03.2017, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 16).
Как пояснил административный истец, ответ на заявление Всеволожским городским прокурором Корчагиным А.Г. дан не был.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административными ответчиками каких-либо доказательств о том, что Всеволожским городским прокурором Корчагиным А.Г. были соблюдены вышеназванные требования Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, Инструкции, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и дан ответ на обращение Айдамирова Р.Н., в нарушение положений ч. 1 ст. 226 КАС РФ суду представлено не было.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, ст. 5.39 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку обращение Айдамирова Р.Н. Всеволожскому городскому прокурора Корчагину А.Г. содержало сообщение о факте административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, оно подлежало рассмотрению в соответствии с названными положениями КоАП РФ с вынесением либо постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, либо определения об отказе в его возбуждении, чего административным ответчиком сделано не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие Всеволожского городского прокурора Корчагина А.Г. по непредставлению ответа на заявление от 13.02.2017, не принятию мер по поданному заявлению является незаконным и противоречит положениям Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 № 45, а также нормам КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Айдамирова Р.Н. удовлетворить.
Признать противоречащими положениям статей 1, 10, 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пунктам 3.1, 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 № 45, а также статьям 28.1, 25.11, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях бездействие Всеволожского городского прокурора Корчагина А.Г. по непредставлению ответа на заявление Айдамирова Р.Н. от 13.02.2017, не принятия мер по поданному заявлению.
Обязать Всеволожского городского прокурора Корчагина А.Г. рассмотреть заявление Айдамирова Р.Н. от 13.02.2017 по существу и дать ответ в течение месяца со дня принятия решения судом.
Обязать Всеволожского городского прокурора Корчагина А.Г. сообщить суду и Айдамирову Р.Н. об исполнении решения суда в течение десяти дней после рассмотрения заявления.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья