Дело №2а-4847/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
17 августа 2017 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.А.,
при секретаре Кириной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному истку Кирилловой В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Кириллова В.В. обратилась в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности. Свои требования мотивировала тем, что решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенным 13.02.2017 Межрайонной ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу Кириллова В.В. была привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (штраф -30057,60 руб., недоимка - 150 288 руб., пени - 11682,49 руб.). На Решение административным истцом была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу. Решением по жалобе, вынесенным 18.04.2017 Управлением Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу апелляционная жалоба административного истца была оставлена без удовлетворения. Решение подлежит отмене в связи со следующими обстоятельствами. По Договору мены от 11.06.2015 была произведена мена квартиры Х и квартиры Х2. В пункте 80 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 №41-рп «Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2013 году, и адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2013 году», квартира, расположенная по адресу: Х, признана непригодной для проживания и подлежащей расселению. Квартира Х2 была получена Кирилловой В.В. бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга». В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 №221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», в случае когда в соответствии с договорами мены, заключаемыми с согласия собственников жилых помещений, стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, передаваемых Санкт-Петербургом в частную собственность, превышает стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность Санкт-Петербурга, от оплаты разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений освобождаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, изымаемых для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи с изъятием земельного участка, жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с адресной программой, утверждаемой Правительством Санкт-Петербурга. В преамбуле и пункте 2.3 Договора мены от 11.06.2015, также имеется ссылка на данный закон. В соответствии с пунктом 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом доходы физических лиц в виде жилого помещения из государственной или муниципальной собственности, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, на административного истца незаконно возложена обязанность по уплате штрафа, недоимки и пени. Данное решение подлежит отмене.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по мотивам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кириллова В.В. представила лично 01.09.2016 в налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, т.е. с нарушением срока установленного НК РФ. Камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 г. начата 01 сентября 2016 года. Окончена налоговая проверка 01 декабря 2016 года. Акт камеральной налоговой проверки был вынесен налоговым органом 14 декабря 2016 года. Требования ст. 88 и ст. 100 НК РФ при проведении налоговой проверки не нарушены. Кириллова В.В. ссылается на п.41 ст. 217 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик сообщает, что квартира Х2 получена им бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 №221-32. Налоговым органом 13.02.2017 вынесено Решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности предусмотренной п.1 ст. 119 НК РФ и п.1 ст. 122 НК РФ. Решение направлено налогоплательщику по почте 21.02.2017, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, решение получено налогоплательщиком 27.02.2017. Налогоплательщиком 16.03.2017 в Межрайонную ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу по почте была представлена жалоба исх. № б/н от 09.03.2017 (вх. № Х от 16.03.2017), в которой требовал отменить Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст. 567 ГК РФ, к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать. Доход, получаемый каждой стороной договора мены, учитываемый при определении налоговой базы, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. Сумма дохода, полученного в результате исполнения договора мены квартир, определяется исходя из стоимости квартир, указанной в договоре мены. В случае если в договоре мены стоимость обмениваемых квартир не указывается, сумма дохода определяется исходя из рыночной стоимости обмениваемых квартир. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1000000 рублей. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет. Из представленных в ходе камеральной налоговой проверки документов следует, что в соответствии со ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 № 41-рп «Об утверждении Адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2013 году, и Адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2013 году», распоряжением Жилищного комитета от 09.06.2015, по договору мены предоставляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен» Кирилловой В.В. предоставлена квартира по адресу: Х2, стоимостью 3248000 руб. взамен комнаты по адресу: Х, стоимостью 1091935 руб., находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет. Однако, п. 2.3. договора мены от 11.06.2015 указано, жилые помещения меняются без оплаты разницы в их стоимости. В связи с тем, что налогоплательщиком был получен доход в натуральной форме (т.е. в кв.м.), основания для освобождения его от уплаты налога на доходы физических лиц отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно с п.1 ст. 229 Налогового кодекса РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии ст. 216 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из решения от 13.02.2017 (л.д. 8-12) Кириллова В.В. 01.09.2016 представила в налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год.
Камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год начата 01 сентября 2016 года, окончена 01 декабря 2016 года.
В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Также из пояснений представителя административного ответчика следует, что акт камеральной налоговой проверки был вынесен налоговым органом 14 декабря 2016 года.
Налоговым органом 13.02.2017 вынесено Решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Кириллова В.В. была привлечена к налоговой ответственности предусмотренной п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ и п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.
16.03.2017 Кириллова В.В. обратилась с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу (л.д. 13-15), в которой требовала отменить Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Управление ФНС России по Санкт-Петербургу рассмотрена указанная жалоба, по результатам чего в отмене решения отказано (л.д.16-19).
При этом, как усматривается из решения и решения по жалобе Кирилловой В.В., налоговый орган ссылается на ст. 567 Гражданского кодекса РФ, согласно которой к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать. Доход, получаемый каждой стороной договора мены, учитываемый при определении налоговой базы, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. Сумма дохода, полученного в результате исполнения договора мены квартир, определяется исходя из стоимости квартир, указанной в договоре мены. В случае если в договоре мены стоимость обмениваемых квартир не указывается, сумма дохода определяется исходя из рыночной стоимости обмениваемых квартир.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1000000 рублей.
Согласно пп.3 п.1 ст. 220 Налогового Кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет.
Налоговым органом сделан вывод о привлечении Кирилловой В.В. к налоговой ответственности исходя из того, что Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен» Кирилловой В.В. предоставлена квартира по адресу: Х2, стоимостью 3248000 руб. взамен комнаты по адресу: Х, стоимостью 1091935 руб., находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет.
Согласно п.2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», в случае когда в соответствии с договорами мены, заключаемыми с согласия собственников жилых помещений, стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, передаваемых Санкт-Петербургом в частную собственность, превышает стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность Санкт-Петербурга, от оплаты разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений освобождаются граждане, являющиеся собственниками комнат в коммунальных квартирах, изымаемых для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи с изъятием земельного участка, комнат в коммунальных квартирах в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или комнат в коммунальных квартирах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с адресной программой, утверждаемой Правительством Санкт-Петербурга, в случае если количество комнат в коммунальной квартире, передаваемых Санкт-Петербургом в собственность граждан, не превышает количество комнат в коммунальной квартире, передаваемых гражданами в собственность Санкт-Петербурга.
Пунктами 2.1 и 2.2 договора мены от 11.06.2015 установлена рыночная стоимость обмениваемых жилых помещений.
Однако, п. 2.3. договора мены от 11.06.2015 указано, жилые помещения меняются без оплаты разницы в их стоимости.
В связи с тем, что налогоплательщиком был получен доход в натуральной форме (т.е. в кв.м.), основания для освобождения его от уплаты налога на доходы физических лиц отсутствуют.
Вместе с тем, данный вывод административного ответчика суд полагает ошибочным ввиду следующего.
В пункте 80 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 №41-рп «Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2013 году, и адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2013 году», квартира, расположенная по адресу: Х, признана непригодной для проживания и подлежащей расселению.
Квартира Х2 была получена Кирилловой В.В. бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга».
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 №221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», в случае когда в соответствии с договорами мены, заключаемыми с согласия собственников жилых помещений, стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, передаваемых Санкт-Петербургом в частную собственность, превышает стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность Санкт-Петербурга, от оплаты разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений освобождаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, изымаемых для государственных нужд Санкт-Петербурга в связи с изъятием земельного участка, жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с адресной программой, утверждаемой Правительством Санкт-Петербурга.
Договор мены от 11.06.2015 заключен между Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен» и Кирилловой В.В. в соответствии со ст. 23 Закона «Санкт-Петербурга от 26.04.2006, и жилое помещение предоставлено Кирилловой В.В. без оплаты разницы стоимости обмениваемых жилых помещений (п.2.3 договора мены).
В соответствии с пунктом 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом доходы физических лиц в виде жилого помещения из государственной или муниципальной собственности, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 года №205-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде жилого помещения из муниципальной собственности, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2012 года №205-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» действие положений пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Поскольку жилое помещение предоставлено Кирилловой В.В. в связи с тем, что прежнее жилое помещение признано непригодным для проживания, оснований для налогообложения разницы в стоимости жилья не имеется.
Таким образом, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Санкт-Петербургу от 13.02.2017 о привлечении к ответственности Кирилловой В.В. за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (штраф, недоимка, пени) является незаконным и подлежит в этой части отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Требования Кирилловой В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2017 года в части привлечения Кирилловой В.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 30057 руб. 60 коп., недоимки в сумме 150288 руб., пени в сумме 11682 руб. 49 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья