Дело № 2а-2156/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Аримбековой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 07 августа 2017 года
дело по административному иску Чернышовой Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Чернышова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>м., который отнесен к категории земель населенных пунктов для сельскохозяйственного производства, расположен в <адрес>, <данные изъяты>
На основании решения <данные изъяты> сельского поселения Азовского национального муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> в территорию сельского поселения, а категория земельного участка изменилась с земель сельскохозяйственного назначения на земли поселений, земельный участок расположен в двух территориальных зонах -общественно-деловой и жилой застройки.
После выполнения кадастровых работ с целью раздела земельного участка и установления вида разрешенного использования земельного участка ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в адрес ответчика с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
По результатам проверки ответчиком установлены основания для отказа в государственном кадастровом учете земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям <данные изъяты> виде разрешенного использования исходного земельного участка.
На основании предписания Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> Правила землепользования и застройки Азовского сельского поселения разработаны в новой редакции и приведены в соответствие с требованиями градостроительного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
Государственный кадастровый учет приостановлен ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не поступил ответ из Администрации Азовского немецкого национального муниципального района <адрес> о территориальной зоне, в границах которой определяется уточняемый земельный участок.
Полагает, что отсутствие описания границ территориальных зон препятствует государственному кадастровому учету земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и нарушает ее права.
На основании изложенного просит признать незаконным решение о приостановлении государственного кадастрового учета земельных участков, вновь образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Азовский немецкий национальный район.
Обязать ответчика произвести государственный кадастровый учет указанных земельных участков.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Представитель административного истца Тумилович И.Э., действующий на основании доверенности (т. 1 л. 12), в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что настоящее исковое заявление в суд подано с целью получить надлежащий ответ из Администрации Азовсковского немецкого национального района <адрес> о территориальной зоне, в границах которой находятся вновь образованные земельные участки, принадлежащие истцу.
Представитель административного ответчика Голикова Ю.В., действующая на основании доверенности (т. 1 л. 19), в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности. Указала, что основанием для принятия решения о приостановлении послужило не только непредоставление описания границ территориальных зон, но то обстоятельство, что истец должна была подать заявление одновременно о кадастровом учете вновь образованных земельных участков и государственной регистрации прав на эти участки.
Кроме того, в настоящее время вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, в связи с чем оспаривание решения о приостановлении учета не актуально.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации предусмотрены в статье 26 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии со ст. 26 названного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Чернышова Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категории земель <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
В результате проведенных кадастровых работ по разделу этого земельного участка образованы двести сорок девять земельных участков (т.1 л.д.73-250, т.2 л.д.1-61).
ДД.ММ.ГГГГ Чернышова Е.В. в лице представителя Трифонова А.Г. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (т.1 л.д.35-69).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор направил истцу уведомление № о приостановлении государственного кадастрового учета земельных участков с указанием, что Чернышовой Е.В. необходимо подать заявление на проведение одновременно кадастрового учета и государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки, а также в связи с повторным истребованием из <данные изъяты> муниципального района <адрес> сведений о территориальной зоне, в границах которой определяется уточняемый земельный участок (т.1 л.д.7-8).
Административный истец считает, что данное решение является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, однако суд не может согласиться с ее доводами по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Частями 2, 7 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Частью 4 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в числе которых указаны земли населенных пунктов (пункт 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные вопросы в сфере градостроительной деятельности урегулированы, в частности, Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ).
Согласно п. 7 ст. 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков) устанавливается правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, что следует из положений пункта 8 статьи, статей 8, 30 Градостроительного кодекса.
Статьей 10 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;
5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной.
Таким образом, для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права вновь образованных земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:01:170505:147 необходима информация о территориальной зоне (вид, тип, номер), в границах которой определяется данный земельный участок для установления вида разрешенного использования и внесения соответствующих данных в реестр.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ГКН отсутствуют сведения о градостроительном регламенте, установленном для территориальной зоны, в границах которой определяется земельный участок, ответчиком дважды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлялись запросы №-<данные изъяты> муниципального района <адрес> о предоставлении сведений о территориальной зоне, в границах которой определяется уточняемый земельный участок (т.1 л.д.27, 29, 31-33).
Согласно ответам <данные изъяты> района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, Азовский национальный район располагается в пяти территориальных зонах (т.1 л.д.26,29,30).
Отсутствие сведений о территориальной зоне, в границах которой определяется уточняемый земельный участок, послужило основанием для приостановления ответчиком государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд отмечает, что частью 6 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости заявитель вправе был по собственной инициативе представить документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки.
Таким образом, суд считает, что действия административного ответчика по приостановлению осуществления кадастрового учета соответствуют законодательству РФ, осуществлены в пределах полномочий регистрирующего органа, права либо свободы административного истца не нарушают.
Более того, в судебном заседании представитель административного истца вообще не смог пояснить, каким образом уведомление о приостановлении кадастрового учета земельных участков нарушает права административного истца и каким образом они будут восстановлены в случае удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком уже принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, следовательно, действия по приостановлению осуществления кадастрового учета никоим образом в настоящее время не затрагивают права административного истца (т.2 л.д.62-63).
Руководствуясь ст.ст.177-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении требований Чернышовой Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета земельных участков, вновь образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
мотивированное решение составлено 11.08.2017, решение не вступило в законную силу