Дело № 2а-2888/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2017 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова А.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Козлов А.Г. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № в части уточнения границ земельного участка, приложив межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Омской области приостановило государственный кадастровый учет изменений земельного участка, в связи с тем, что площадь уточняемого земельного участка увеличивается на <данные изъяты> кв.м, с <данные изъяты> кв.м. на <данные изъяты> кв.м, то есть на величину более чем на <данные изъяты> % площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
Указанное решение регистрирующего органа обжаловано им в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Омской области, решением апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ обжалуемое решение о приостановлении признано обоснованным.
Считает данное решение незаконным, поскольку фактическое использование земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время находится в границах представленного межевого плана и составляет <данные изъяты> кв.м.
Просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; решение апелляционной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Козлов А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Указал, что земельный участок приобретен им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка в договоре указана как <данные изъяты> кв.м. Между тем, предыдущий собственник более <данные изъяты> лет пользовался земельным участков большей площадью, по периметру земельного участка установлен забор, и при проведении геодезических работ кадастровый инженер определил его площадь как <данные изъяты> кв.м. Приостановление кадастрового учета полагает незаконным, поскольку фактические использование земельного участка находится именно в площади <данные изъяты> кв.м.
Представитель Управления Росреестра по Омской области Джурмий Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель ФКП Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации предусмотрены в статье 26 Закона о регистрации.
В соответствии с положениями п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Положениями ч. 9 ст. 26 Закона о регистрации, ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» закреплена возможность обжалования решения о приостановлении в судебном порядке только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Из материалов дела следует, что Козлов А.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: садоводство. Земельный участок приобретен Козловым А.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный земельный участок указанной площадью поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный. Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО1. по заказу Козлова А.Г. был подготовлен межевой план в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В качестве документов при подготовке межевого плана был использован кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Согласно заключению кадастрового инженера к межевому плану, в отношении земельного участка с кадастровым номером № проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка. В результате проведенных кадастровых работ была установлена граница земельного участка, по данным геодезических измерений определена площадь в размере <данные изъяты> кв.м. Увеличение площади составило <данные изъяты> кв.м, что менее минимального допустимого размера земельного участка (<данные изъяты> кв.м), установленного законом Омской области № ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> в ЕГРН отсутствуют (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.Г. обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением об учете изменений, связанных с изменением площади земельного участка с кадастровым номером № и (или) изменений описания местоположения его границ, приложив межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В порядке межведомственного взаимодействия Управлением Росреестра по Омской области направлен запрос № в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска о предоставлении сведений о кодовом обозначении территориальной зоны, в границах которой определено местоположение земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно карте градостроительного зонирования территорий г.Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ2), включающей в себя участки территории г.Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства (основной, условно-разрешительный, вспомогательный) в указанной территориальной зоне принимаются в соответствии с таблицей № 1 ст. 42 Правил (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Омской области принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, поскольку в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Указано, что по сведениям, содержащимся в ЕГРН, площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – садоводство. В межевом плане указана площадь указанного земельного участка, полученная в результате уточнения местоположения его границ, <данные изъяты> кв.м. Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ2), в которой отсутствуют предельные минимальный (максимальный) размеры земельных участков с данным видом разрешенного использования. Расхождение между значением площади указанного земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и значением площади, полученным в результате уточнения местоположения границ данного земельного участка, составляет <данные изъяты> кв.м, то есть площадь увеличивается более чем на <данные изъяты> % площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН. Для устранения причин приостановления рекомендовано обратится к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана в соответствии с указанными замечаниями (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.Г. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Омской области с заявлением об обжаловании решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением апелляционной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ обжалуемое решение Управления Росреестра по Омской области о приостановлении признано обоснованным (л.д. №).
Оценивая обоснованность приостановления государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости, суд исходит из следующего.
Согласно п. 10 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденными в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 42.8 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка, его площадь не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
Исходя из приведенных положений законодательства, осуществление кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка возможно в случае, если в результате кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, но не более чем на установленную величину.
Так, в случаях, указанных в п. 10 ст. 22 Закона о регистрации, применяются предельные (минимальные и максимальные) размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами, которые в свою очередь устанавливаются правилами застройки и землепользования.
В предусмотренном п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации случаях могут быть применены только минимальные размеры земельных участков, установленные градостроительным регламентом. В иных случаях уточненная площадь земельных участков не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем десять процентов.
Следовательно, если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, не содержат предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, то площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п. 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее Правила, опубликовано в газете «Третья столица» №, от ДД.ММ.ГГГГ).
Как указывалось выше, по информации Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска спорный земельный участок расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ2).
Указанные Правила предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков с видом разрешенного использования – садоводство, расположенных в территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ2), не предусмотрены.
Следовательно, при отсутствии установленного минимального размера, площадь земельного участка не должна превышать более чем на <данные изъяты> % площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
Согласно межевому плану, уточняемая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м, расхождения уточняемой площади с площадью по сведениям государственного кадастра недвижимости составляет <данные изъяты> кв. м, в сторону увеличения площади земельного участка, что составляет более <данные изъяты> %, что противоречит действующему законодательству.
Ссылки административного истца на то обстоятельство, что границы земельного участка определены по фактическому пользованию, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку сводятся к неправильному толкованию вышеприведенных норм материального права.
В силу части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В рассматриваемой ситуации приостановление государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости соответствует действующему законодательству, осуществлено в пределах полномочий регистрирующего органа, права либо свободы гражданина не были нарушены, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных Козловым А.Г. требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления Козлова А.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2017 года
Судья Решение суда не вступило в законную силу