8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о приеме в гражданство Российской Федерации № 2а-4221/2017 ~ М-3786/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-4221/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Забабурове И.А.,

с участием представителя административного истца Прокаева А.В.,

представителя административного ответчика Кутисовой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наджафова ФИО6 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области о признании незаконным решения о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и обязании рассмотреть заявление о приеме в гражданство Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Наджафов Ф.М.о. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года Наджафов Ф.М.о. подал в Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области заявление о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». В ДД.ММ.ГГГГ года ему стало известно, что решением Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области) его заявление было снято с рассмотрения, о чем ДД.ММ.ГГГГ года ему направлено сообщение. Основанием для снятия заявления с рассмотрения послужило нарушение требований к заполнению заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренных Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Считает действия ГУ МВД России по Саратовской области по снятию с рассмотрения заявления незаконными, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность совершения такого действия. Учитывая, что его заявление о приеме в гражданство Российской Федерации было принято к рассмотрению, административный ответчик обязан был принять решение по существу его заявления: либо удовлетворить, либо отклонить.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит признать незаконным решение ГУ МВД России по Саратовской области по снятию с рассмотрения его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года и обязать ГУ МВД России по Саратовской области рассмотреть его заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.

Административный истец Наджафов Ф.М.о. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Представитель административного истца Прокаев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Саратовской области Кутисова О.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению, дав при этом пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что в заявлении Наджафова Ф.М.о. о приеме в гражданство Российской Федерации имеются сокращения, тем самым нарушены требования к заполнению заявления, поэтому заявление административного истца было правомерно снято с рассмотрения.

Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося административного истца.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Главой VIII.1 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Закон № 62-ФЗ) определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

Производство по делам о гражданстве Российской Федерации регламентируется главой VII Закона N 62-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 33 Закона № 62-ФЗ форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года N 1325, устанавливается порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Так, п. 3 указанного Положения предусматривает, что бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

Вместе с заявлением (приложения N 1 - 6, 8) представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате

Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации, приводятся в разделах II, II.1, III и VI настоящего Положения (п. 5 Положения).

Согласно п. 8 Положения заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 настоящего Положения (п. 9 Положения).

Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19.03.2008 года N 64 года утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 17. Административного регламента заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений в зависимости от оснований приема в гражданство (пункты 13 - 16, 22 Положения), выдает бланк квитанции для уплаты государственной пошлины, 2 бланка заявлений (приложение N 1 к Положению), объясняет правила и технологию их сбора и заполнения (пункты 2 - 9 Положения).

В силу п. 17.1. Административного регламента заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4 - 7 Положения); надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения); подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), оплату государственной пошлины.

Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей, со статьями 24 - 25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо:

принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения, принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных;

принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов.

Согласно п. 17.2. Административного регламента о принятии заявления к рассмотрению, после подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, полномочным органом, принявшим заявление, заявителю выдается справка установленного образца (приложение N 1 к Административному регламенту).

Пунктом 17.5. Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца (приложение N 3 к Административному регламенту) в одном экземпляре.

Согласно п. "е" ст. 30 Закона № 62-ФЗ, решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами.

При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления.

При этом, статья 16 Закона № 62-ФЗ содержит исчерпывающий перечень таких оснований.

В судебном заседании установлено, что 31 марта 2016 года Наджафов Ф.М.о. обратился в УФМС России по Саратовской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «б» ч. 2 ст. 14 Закона № 62-ФЗ, заявление зарегистрировано за номером 514, в подтверждение чего выдана справка (л.д. 12).

Решением УВМ ГУ МВД России по Саратовской области, утвержденным 23 сентября 2016 года, заявление Наджафова Ф.М.о. оставлено без рассмотрения ввиду того, что в данном заявлении в пунктах 2, 3, 5, 6, 11, 14, 15, 18, 21, 28, 29 имеются сокращения, тем самым нарушены требования к заполнению заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренные Положением.

Ссылаясь на изложенное обстоятельство, а также положения п. 10 Административного регламента, представитель административного ответчика в судебном заседании полагала, что заявление Наджафова Ф.М.о. правомерно оставлено без рассмотрения.

Вместе с тем, п. 10 Административного регламента предусматривает, что государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов (пункт 9 Положения).

В исполнении государственной функции может быть отказано в случае выявления оснований отклонения заявлений: о приобретении гражданства Российской Федерации, установленных статьей 16 Федерального закона; о выходе из гражданства Российской Федерации, установленных статьей 20 Федерального закона.

Анализируя приведенные нормативные положения в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что возвращение заявления о приеме гражданства в Российской Федерации, в том числе по основанию неправильного заполнения заявления, возможно только на стадии принятия заявления. Выдача должностным лицом миграционного органа заявителю справки о принятии его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации к рассмотрению по смыслу п. 9 Положения и п.п. 17.1. и 17.2. Административного регламента подтверждает соответствие такого заявления по форме и содержанию требованиям действующего законодательства и готовности приложенного к нему пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. Об этом также свидетельствует отметка уполномоченного должностного лица миграционного органа в заявлении Наджафова Ф.М.о. от 31 марта 2016 года об удостоверении правильности заполнения заявления и наличия необходимых документов. Поэтому после принятия заявления о приеме в гражданство и выдачи указанной справки миграционным органом должно быть принято решение по существу заявления: о его удовлетворении либо отклонении. Возможности вынесения иных решений после принятия заявления о приеме в гражданство Российской Федерации к рассмотрению законодательством не предусмотрено.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что принятое ДД.ММ.ГГГГ года ГУ МВД России по Саратовской области решение об оставлении без рассмотрения заявления Наджафова Ф.М.о. о приеме в гражданство Российской Федерации не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нарушает право административного истца на своевременное разрешение вопроса о приеме его в гражданство Российской Федерации.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Наджафова Ф.М.о. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административные исковые требования Наджафова ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года об оставлении без рассмотрения заявления Наджафова ФИО9 о приеме в гражданство Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области рассмотреть заявление Наджафова ФИО8 о приеме в гражданство Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 12 мая 2017 года.

Судья Ю.В. Медная

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн