РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.06.2017г. Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Хижаева Б.Ю., при секретаре КНВ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ***а-1775/2017 по административному иску КГН к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 19.01.2017г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства о понуждении Министерства имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявление КГН о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке и сроки, предусмотренные законом,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец КГН обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в обоснование которого указал следующее.
Административным истцом было подано заявление (от 29.12.2016 года вх.***) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по *** г.Иркутска (согласно схеме) для индивидуального жилищного строительства. Участок свободен от прав третьих лиц, не застроен.
*** (исх.***и от ***) Министерством имущественных отношений был направлен почтой отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, отказ был получен мною ***. В своем отказе Административный ответчик сообщил следующее. В соответствии с пп.1 п.8 ст. 39.15, пп.4, пп.5 п. 16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если:
- Схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории;
- Земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания.
В соответствии с проектом планировки Иркутск-II, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 18.01.2012 года № 031-06/10/02, испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах территории застройки индивидуальными жилыми домами, частично в границах территории делового общественного и коммерческого назначения.
Кроме этого, в случае если на территорию утвержден проект межевания, согласно п 1.ст.11.3 ЗК РФ, образование земельный участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ
Согласно ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков. Также в проекте межевания территории должны быть указаны:
1. Площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей;
2.Образуемые земельные участки, которые после образования будут относится к территориям общего пользования или имущества общего пользования;
Вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом межевания территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Постановлением Администрации г. Иркутска от 16.06.2014 года №031-06/717/14 утвержден проект межевания территории Ленинского района г. Иркутска, застроенный многоквартирными домами в границах улиц Строителей-Набережная-Центральная-Ангарская (Батарейная). В данном проекте межевания территории испрашиваемый земельный участок не обозначен как образуемый, т.к. не указана граница земельного участка, площадь земельного участка, вид его разрешенного использования, нет условного номера.
Считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным по следующим основаниям. Проект межевания территории на которые ссылается Административный ответчик в своем отказе разработан для территории застроенной многоквартирными домами, однако испрашиваемый земельный участок не расположен в зоне застройки многоквартирных жилых домов, расположен в частном секторе, свободен и не застроен.
Испрашиваемый земельный участок соответствует Проекту планировки территории Иркутск-II, его вид разрешенного использования, установленный правилами землепользования и застройки соответствует цели для которой он испрашивается - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии с п.п. 1,4 ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При подготовке Правил, касающихся границ территориальных зон, не были учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.
Виды территориальных зон регламентированы ст. 24 Правил, а именно, границы территориальных зон, отображаемые на карте градостроительного зонирования, их наименования устанавливаются индивидуально, с учетом:
- возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
- функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Городской Думы от 28.06.2007г., № 004-20-390583/7;
- определенных ГрК РФ территориальных зон;
- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
- планируемых изменений границ земель различных категорий;
- предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Данный отказ нарушает права административного истца, создает препятствие в оформлении прав на земельный участок в соответствии с действующими нормами права, препятствует реализации прав граждан на земельные участки, предусмотренные Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от 19.01.2017г. № 23-27485/1и в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 937 кв.м, расположенного по адресу: г. Иркутск, по ***, для индивидуального жилищного строительства КГН. Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявление КГН от *** ***и в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 937 кв.м, расположенного по адресу: г. Иркутск, по ***, в порядке и сроки, предусмотренные законом.
В судебном заседании административный истец КГН, ее представитель ЮИВ, административный иск поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
СЕА, представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области, по доверенности, с требованиями административного иска не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражениях.
БАС, представитель Администрации г.Иркутска, по доверенности, с требованиями административного иска не признал, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»..
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Иркутской области от 15 июля 2013 года № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области» были внесены изменения в Закон Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-ОЗ «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», в соответствии с положениями которого, распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп.
В соответствии с пунктом 29 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет от имени Правительства Иркутской области, в соответствии с законодательством, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:
- подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации;
- принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность необразованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется статьями 39.14 -39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом подается заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судом установлено, что 29 декабря 2016 года в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области поступило заявление КГН (вх. ***) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 937 кв. м. расположенного по адресу: г. Иркутск, ***.
По результатам рассмотрения поступившего заявления и приложенных к нему документов, Министерством имущественных отношений Иркутской области было принято решение об отказе КГН в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 937 кв. м, расположенного по адресу: г.Иркутск, ***, так как в соответствии с информацией, запрошенной Министерством у комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска и представленной в письме органа местного самоуправления от 16 января 2017 года ***, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Администрации г. Иркутска от 16 июня 2014 года *** утвержден проект межевания территории Ленинского района г. Иркутска.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ образование испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, должно осуществляться в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем, в заявлении КГН о предварительном согласовании предоставления земельного участка должны были быть указаны реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
На основании чего, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.14, подпункта 4 пункта 1, подпункта 2 пункта 2, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ у Министерства имущественных отношений Иркутской области имелись законные основания для отказа КГН в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 937 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Проект межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
На чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе, в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Таким образом, проект межевания территории должен содержать сведения об условном номере, площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***.
Согласно письму комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 16 января 2017 года ***, сведения о границах, площади, условном номере испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу; г.Иркутск, ***, в проекте межевания, утвержденном постановлением администрации г. Иркутска, отсутствуют.
А при таких обстоятельствах, административное исковое заявление КГН удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
В административном исковом заявлении КГН к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 19.01.2017г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 937 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, для индивидуального жилищного строительства о понуждении Министерства имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявление КГН о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 937 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, для индивидуального жилищного строительства в порядке и сроки, предусмотренные законом, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Б.Ю. Хижаев