адм. дело №2а-3267/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07»августа 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бойко Татьяны Николаевны к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Бойко Т.Н. обратилась в суд с административным иском, указав, что является гражданкой Украины. Как указывает административный истец, опасаясь за свою жизнь и здоровье в связи с активными боевыми действиями, она прибыла ДД.ММ.ГГГГ. в Российскую Федерацию. Срок пребывания согласно продленному миграционному документу до ДД.ММ.ГГГГ В установленные законом сроки Бойко Т.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, на что получила отказ. Не согласившись с вынесенным решением, Бойко Т.Н. просит суд признать незаконным и отменитьрешение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязать повторно рассмотреть заявлениео предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Административный истец Бойко Т.Н. административный иск поддержала, просила суд удовлетворить требования в полном объеме, при этом пояснила, действительно она проживала в <адрес> Украины, однако, не согласно с политикой проводимой Правительством Украины, поэтому из гуманных побуждений полагает не может быть депортирована из России, так как опасается за свою жизнь.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпина А.С. против удовлетворения административного иска возражала, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Бойко Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка <адрес>.
<адрес>. Бойко Т.Н. обратилась с заявлением опредоставлении временного убежища па территории РФ по причине того, что <адрес> нестабильная политическая ситуация, невозможность трудоустройства с не владением украинским языком, дискриминация русскоязычного населения, преследование по поводу любых высказываний и действий инакомыслящих людей, которые не поддерживают действующую власть в Украине.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. Бойко Т.Н. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 12 Федерального Закона «О беженцах» от 19.02.1993 года №4528-1 и п. 16 Постановления Правительства РФ «О предоставлении временного убежища» от 09.04.2001г. №274. В обосновании своего решения УФМС России по Воронежской области указывает следующее.
Бойко Т.Н. проживала на территории <адрес> по адресу: <адрес>. На территорию Российской Федерации последний раз прибыла ДД.ММ.ГГГГ., государственную границу РФ пересекла через таможенный пост на российско-украинской границе КПП «<адрес>», предъявив при этом национальный паспорт гражданина <адрес>.
При официальном пересечении границы, и заполнении миграционной карты ДД.ММ.ГГГГ. на границе Бойко Т.Н. целью въезда в Российскую Федерацию указала «Частная».
ДД.ММ.ГГГГ. Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области Бойко Т.Н. была подготовлена справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации л№ сроком действия до 01.05.2017г.
Намерений и возможности поехать в какое-либо другое государство кроме России Бойко Т.Н. не имеет в связи с политической ситуацией в стране гражданской принадлежности.
На основании страноведческой информации на сегодняшний день в <адрес> общественно-политическая обстановка спокойная, боевые действия не ведутся, работают предприятия, коммунальные службы и сфера обслуживания. В целом, в <адрес> нормальная спокойная обстановка. В настоящее время боевые действия не прекращаются только на территории <адрес>.
Так же, проверкой по учетам МВД России установлено, что ранее Бойко Т.Н. в период с 05.06.2015г. по 05.06.2016г. УФМС России по Воронежской области было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации. С заявлением о продлении срока предоставления статуса в установленный срок, Бойко Т.Н. не обращалась. По истечении срока предоставления, временное убежище - утрачено. В анкетных данных, заявителем не отражен данный факт. Данное обстоятельство может служить, как заведомо ложные сведения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В период нахождения на территории РФ с 05.06.2015г. до настоящего времени, Бойко Т.Н. не предприняты достаточные меры, для дальнейшего урегулирования своего положения на территории Российской Федерации.
Гуманных побуждений, требующих предоставления Бойко Т.Н. возможности пребывать на территории Российской Федерации, Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области не усмотрено. Доводы, сообщенные Бойко Т.Н., касающиеся нестабильной политической обстановки и преследование русскоязычного населения, не подтверждены, высказаны только предположения. Бойко Т.Н. не занималась ни политической, ни общественной, ни религиозной деятельностью, участия в военных операциях не принимала, проблем во взаимоотношениях с властями своей страны не имела, уголовному преследованию не подвергалась.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика относительно отказа Бойко Т.Н. в предоставлении временного убежища на территории РФ на основании следующего.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.042001г. №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п.7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Как судом указывалось выше, решением ГУ МВД России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. Бойко Т.Н. было отказано в предоставлении статуса беженца.
Согласно п.2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Из представленной представителем административного ответчика в материалы административного дела копии анкеты лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бойко Т.Н. не желает возвращаться в государство гражданской принадлежности, поскольку в <адрес> нестабильная политическая ситуация, отсутствует возможность трудоустройства в связи с не владением украинским языком, дискриминация русскоязычного населения, преследование по поводу любых высказываний и действий инакомыслящих людей, которые не поддерживают действующую власть в <адрес>. В свою очередь, при вынесении оспариваемого решения ГУ МВД России по Воронежской области не в полном объеме была дана оценка сведениям, изложенным Бойко Т.Н. в поданном ей заявлении, поскольку в качестве основания отказа в предоставлении временного убежища на территории РФ значится наличие нестабильной политической обстановки и преследование русскоязычного населения в <адрес> этом в полном объеме не дана оценка изложенным Бойко Т.Н. причинам невозможности и отсутствия желания у иностранного гражданина возвращения в государство гражданской принадлежности, выраженным в наличии реальной угрозы его жизни в стране гражданской принадлежности в связи с проводимой политикой <адрес>.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30.09.2010г. №1317-О-П, по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характеравынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Кроме того, исходя из изложенного Бойко Т.Н. из гуманных побуждений не может быть выдворена (депортирована) за пределы территории Российской Федерации исходя из её убеждений и не согласия с политикой, проводимой правительством <адрес>, в связи с чем, имеются основания о предоставлении ей временного убежища.
Так же в судебном заседании было установлено, что после ДД.ММ.ГГГГ. Бойко Т.Н. не обратилась за продлением срока временного убежища, так как намеревалась получить разрешение на временное проживание, собрала все документы и обращалась в миграционный орган, однако, её заявление не было принято и ей было пояснено, что в связи с тем, что у супруга отсутствует регистрация на территории России, так как он находится в местах лишения свободы, ей и не дадут разрешения на временное проживание. Представитель административного ответчика в судебном заседании не отрицала того факта, что действительно административный истец пыталась подать документы на получения разрешения на временное проживание, однако, у неё их не приняли, что не должны были делать, необходимо было принято заявление и рассмотреть его по существу, а в настоящее время административный истец не законно находится на территории России и для реализации своего любого права ей необходимо выехать за пределы РФ, а затем вновь въехать. Указанные обстоятельства так же учитываются судом при принятии решения, так как до ДД.ММ.ГГГГ. административный истец законно находилась на территории России, не нарушала законодательство в области миграционного учета, в этот период времени желала реализовать свое законное право на получение разрешения на временное проживание, что по существу ответчик не отрицал в судебном заседании, однако, документы у административного истца не были приняты, а в настоящее время это право истцом утрачено, в том числе по вине ответчика, который надлежащим образом не принял документы с заявление о выдаче разрешения на временное проживание и не рассмотрел заявление по существу, лишив Бойко Т.Н. права его обжалования. Вместе с тем, в настоящее время административный истец лишена возможности иным способом реализовать свое нахождение на территории России, так как после ДД.ММ.ГГГГ. действительно отсутствуют основания законности нахождения на территории России, так как срок пребывания истек и для соблюдения законодательства России ей необходимо выехать за пределы Российской Федерации, при этом, у истца имеется риск негативных последствий в результате её пребывания в России за пределами срока, и в результате этого запрет въезда.
С учетом изложенного, суд полагает, что неполная оценка уполномоченным на то органом изложенных иностранным гражданином доводов невозможности возвращения в государство гражданской принадлежности в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ, является недопустимым действием, напрямую в дальнейшем отражающимся на иностранном гражданине, что допустимым в силу действующего законодательства не является, на основании чего суд полагает необходимым удовлетворить в полном объеме требования Бойко Т.Н.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявленияБойко Татьяны Николаевны о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и обязать ГУ МВД России по Воронежской области повторно рассмотреть заявление Бойко Т. Н. о предоставлении временного убежища.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: