Дело № 2а-1476/2017
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2017 года
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 06 марта 2017 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Матвеевой Г.Р., с участием представителя административного истца Фадеевой И.Н., представителя административного ответчика Мажарцевой О.М., заинтересованного лица Вульфсон А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Актив-Д» к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания о предоставлении сведений,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Актив-Д» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания о предоставлении сведений, в обоснование которого указало, что 14 декабря 2016 года ведущим специалистом отдела регионального государственного экологического надзора, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области Вульфсон А.А. Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области вынесено предписание *** в отношении ООО «Актив-Д» о представлении в ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» сведений по форме «Характеристика объекта размещения отходов». Срок исполнения указанного предписания – ***. Указанное предписание является незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «Актив-Д». Земельный участок по адресу ***, приобретен в собственность ООО «Актив-Д» на основании договора купли-продажи в 2009 году. На земельном участке расположен отвал, в отношении которого вынесено предписание ***. В договоре купли-продажи отвал в составе передаваемого имущества не поименован, цена продажи не согласована, никакие документы от предыдущих собственников в отношении отвала не передавались. Отвал был размещен на земельном участке задолго до приобретения этого участка ООО «Актив-Д». ООО «Актив-Д» земельный участок не использует, никакую деятельность, в том числе производственную и хозяйственную, не ведет. Считают, что отвал, расположенный на земельном участке ООО «Актив-Д», не подлежит включению в реестр объектов размещения отходов, поскольку ООО «Актив-Д» не является субъектом отношений в сфере обращения отходов, не является собственником отходов, не занимается деятельностью по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона № 89-ФЗ, ООО «Актив-Д» не занимается производством, выполнением работ, оказанием услуг, в результате которого образуются отходы I-IV класса опасности. В акте проверки указано, что класс опасности отхода не определен, документов, подтверждающих класс опасности I-IV, не имеется, а сведения по форме «Характеристика объекта размещения отходов» предоставляются юридическими лицами, имеющими в собственности, владении или пользовании объекты размещения отходов I-IV класса опасности. Если допустить, что ООО «Актив-Д» является субъектом в сфере обращения опасных отходов, оспариваемое предписание является незаконным в силу невозможности его исполнения в установленный срок. Просит признать незаконным и отменить предписание *** от ***, вынесенное Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в отношении ООО «Актив-Д» о представлении в ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» сведений по форме «Характеристика размещения отходов».
Представитель административного истца Фадеева И.Н., действующая на основании доверенности от ***, в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Представила дополнения к иску, указав, что ООО «Актив-Д» не является собственником отвала, не является субъектом недропользования, не образовывало отходы, не использует их. Согласно заключению, отвал является отходом V класса, соответственно в отношении него не нужно подавать сведения.
Представитель административного ответчика Мажарцева О.М., действующая на основании доверенности от ***, представила возражения, согласно которым в Свердловской области действует Порядок ведения Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2007 года № 1036-ПП. Согласно п. 10 раздела 3 Порядка включению в реестр объектов размещения отходов подлежат расположенные на территории Свердловской области действующие, временно не эксплуатируемые (законсервированные), выведенные из эксплуатации объекты размещения отходов, места несанкционированного складирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов сроком более 11 месяцев, не обустроенные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а также объекты рекультивации нарушенных земель методом размещения отходов. В силу п. 11 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие в собственности, владении или пользовании указанные в п. 10 объекты, однократно представляют в СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» сведения по форме «Характеристика объекта размещения отходов» согласно приложению № 2 к Порядку не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным. Отвалы горных пород являются объектом размещения отходов, следовательно, подлежат включению в реестр размещения отходов. Срок исполнения предписания определен Порядком – 01 февраля года, следующего за отчетным. Предписание является законным и исполнимым. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражения поддержала. Также пояснила, что им известно, что ООО «Актив-Д» не является собственником отхода, не образовывало отход. Однако должно представить такие сведения, поскольку является собственником участка, где хранится отход. Длительное время отвал находится на земельном участке.
Заинтересованное лицо ведущий специалист отдела регионального государственного экологического надзора, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области В суду пояснила, что она проводила проверку, выявлен отвал. По п. 10 Порядка все объекты, даже не эксплуатируемые, законсервированные, должны быть включены в реестр, независимо от класса опасности, поскольку это все равно отход. Срок установлен в соответствии с Порядком.
Представитель заинтересованного лица ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» в судебное заседание не допущен в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных полномочий. С учетом мнения явившихся лиц судом определено рассматривать дело при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, обжалуемое предписание было получено истцом 14 декабря 2016 года, с административным иском он обратился 30 января 2017 года, следовательно, срок на обжалование истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права *** от ***, ООО «Актив-Д» является собственником земельного участка площадью ***, надшахтного здания, поврежденного в процессе ненадлежащей эксплуатации, общей площадью ***, здания подъемных машин с генераторным залом, общей площадью *** по адресу *** /л.д. 47-49/.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Указанные объекты приобретены ООО «Актив-Д» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества *** от ***, заключенного между ООО «Трест 7.7.7.» и ООО «Актив-Д» /л.д. 39-46/.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от *** *** назначено проведение внеплановой выездной проверки ООО «Актив-Д» с привлечением специалистов экспертного отдела ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля». Цель проведения проверки – обеспечение соблюдения обязательных требований законодательства об отходах производства и потребления, в соответствии с обращением, поступившим из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу. Лицо, уполномоченное на проведение проверки, - ведущий специалист отдела регионального государственного экологического надзора, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области В /л.д. 59-62/.
Прокуратурой Свердловской области 27 октября 2016 года проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Актив-Д» совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области согласовано /л.д. 63/.
05 декабря 2016 года в срок, установленный приказом от 25 октября 2016 года, проверка проведена. *** составлен акт проверки ***, согласно которому в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: отвал вмещающей (пустой) породы не внесен в Реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Свердловской области, что нарушает п.п. 2 и 3 ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Свердловской области от 23 октября 2007 года № 1036-ПП «Об утверждении Порядка ведения областного кадастра отходов производства и потребления на территории Свердловской области». Указано, что класс опасности отхода не определен. Отвал шахты, расположенный на данном земельном участке, был размещен еще до приобретения земельного участка ООО «Актив-Д» /л.д. 64-67/.
Приложением к акту проверки является экспертное заключение ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» *** по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды от ***, согласно которому на земельном участке, принадлежащем ООО «Актив-Д» расположен отвал вмещающей (пустой) породы при добыче медноколчеданных руд (код ФККО 22211111205) (данные отходы размещены в период производственной деятельности Дегтярского рудоуправления). Данный объект размещения отходов не внесен в Реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Свердловской области. ООО «Актив-Д» не осуществляет производственную и хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером *** /л.д. 68-71/.
На основании акта проверки *** в адрес ООО «Актив-Д» вынесено предписание *** об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, выявленных в результате проверки, согласно которому ООО «Актив-Д» необходимо в срок 01 февраля 2017 года представить в ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» сведения по форме «Характеристика объекта размещения отходов» на основании ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Свердловской области от 23 октября 2007 года № 1036-ПП «Об утверждении Порядка ведения областного кадастра отходов производства и потребления на территории Свердловской области» /л.д. 72/.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 89-ФЗ, государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2007 года № 1036-ПП в целях обеспечения осуществления полномочий Свердловской области по ведению Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления, а также для развития и совершенствования системы контроля, учета, управления отходами производства и потребления, информирования исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц утвержден Порядок ведения Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка кадастр представляет собой периодически пополняемый и актуализируемый свод данных об отходах производства и потребления (далее - отходы), объектах размещения отходов, индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, технологиях (установках) обработки, утилизации и обезвреживания отходов.
Соответственно буквального из толкования данного пункта следует, что в кадастр представляются сведения обо всех отходах, независимо от класса опасности, и только для деятельности по размещению отходов необходимо представлять сведения по отходам I - IV классов опасности. Позиция административного истца, что поскольку определено, что отвал пустой породы относится к V классу, следовательно оснований для включения его в кадастр нет, является ошибочной.
Согласно п. 10 и 11 Порядка включению в реестр объектов размещения отходов подлежат расположенные на территории Свердловской области действующие, временно не эксплуатируемые (законсервированные), выведенные из эксплуатации объекты размещения отходов, места несанкционированного складирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов сроком более 11 месяцев, не обустроенные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а также объекты рекультивации нарушенных земель методом размещения отходов. Не подлежат включению в реестр объектов размещения отходов специальные места размещения радиоактивных, биологических и медицинских отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие в собственности, владении или пользовании объекты, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, однократно представляют в Центр сведения по форме "Характеристика объекта размещения отходов" согласно приложению N 2 к настоящему Порядку не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.
Истцом не оспаривается, что на территории принадлежащего ООО «Актив-Д» земельного участка расположен объект размещения отходов – отвал пустой породы, о чем ООО «Актив-Д» известно с момента приобретения участка в собственность.
При этом ООО «Актив-Д» не вменяется нахождение указанного объекта или отхода в собственности или осуществление деятельности по размещению отходов или деятельности, в процессе которой образовался данный отход. Более того, в материалах проверки четко указано, что Министерству природных ресурсов и экологии по Свердловской области известно, что отвал не находится в собственности ООО «Актив-Д», а отходы размещены в период производственной деятельности Дегтярского рудоуправления.
Таким образом, с ООО «Актив-Д» требуется однократно представить сведения в кадастр как с юридического лица, имеющего в собственности земельный участок, на котором расположен отвал вмещающей (пустой) породы, а не как с собственника самих отходов или собственника объекта размещения отходов. Также ООО «Актив-Д» не вменяется и недропользование на принадлежащем земельном участке. Соответственно указанное требование, изложенное в оспариваемом предписании, является законным, вынесено в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ и Постановлением Правительства Свердловской области № 1036-ПП.
Что касается срока исполнения предписания, то во-первых, действительно, п. 11 Порядка установлен единственный срок представления сведений – однократно не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным. Во-вторых, предписание получено представителем ООО «Актив-Д» ***, что не оспаривается административным истцом, срок установлен 01 февраля 2017 года, то есть фактически на исполнение предписания у административного истца имелось 2,5 месяца, каких-либо данных, объективно свидетельствующих о невозможности исполнить предписание в установленный срок, истцом суду не представлено. При этом суд учитывает, что административному истцу было известно о существовании отвала задолго до проведения проверки в декабре 2016 года.
Ответчик в данном случае действовал в пределах своих полномочий, нарушений требований законодательства и нормативно-правовых актов в действиях ответчика не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «Актив-Д» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Актив-Д» к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания о предоставлении сведений оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт