8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в муниципальных учреждениях города Ярославля» в части № 2а-4267/2017 ~ М-3600/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-4267/2017

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль

13 сентября 2017 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Ярославля к мэрии города Ярославля об оспаривании постановления мэрии г. Ярославля от 28.12.2015 №2350 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в муниципальных учреждениях города Ярославля» в части,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мэрии г.Ярославля от 28.12.2015 № 2350 утверждено «Положение о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в муниципальных учреждениях города Ярославля» (далее по тексту -Положение).

В абзаце 2 пункта 3 Положения указано, что продолжительность дополнительного отпуска работников муниципальных учреждений с ненормированным рабочим днем устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором, не может быть менее 3 календарных дней и более 5 календарных дней и зависит от объема выполняемой работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Постановление опубликовано в газете «Городские новости» №104 31.12.2015 г.

Заместитель прокурора города Ярославля обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать вышеназванное Положение не действующим в части определения в пункте 3 максимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам муниципальных учреждений с ненормированным рабочим днем. Административный иск мотивирован тем, что действующим федеральным законодательством, а именно статьей 119 ТК РФ, не предусмотрено установление максимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников с ненормированным рабочим днем нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Статьей 5 ТК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В этой связи оспариваемое Положение носит незаконный характер в части определения в пункте 3 максимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам муниципальных учреждений с ненормированным рабочим днем, что приводит к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц из числа работников названной категории на территории города.

В судебном заседании прокурор Похлеба Т.И. доводы административного иска поддержала.

Представитель административного ответчика по доверенности Волкова Н.В. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление прокурора. Согласно возражениям оспариваемое постановление принято на основании ч. 2 ст. 119 ТК РФ, в соответствии с имеющейся у мэрии города Ярославля компетенцией. Постановлением определены границы, в пределах которых коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка муниципального учреждения города Ярославля может быть установлена продолжительность дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (не менее трех и не более пяти календарных дней). Конкретная продолжительность такого отпуска в установленных пределах определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка муниципального учреждения. С точки зрения бюджетного законодательства Российской Федерации функционирование муниципальных учреждений обеспечивается за счет бюджетных денежных средств. В связи с изложенным, определение мэрией города Ярославля предельной границы предоставляемого работникам муниципальных учреждений города Ярославля дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, финансируемого за счет бюджета города Ярославля, соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств. В целях исключения нарушения прав работников мэрией города Ярославля запрашивалась позиция Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, которая, согласно письменному разъяснению от 07.09.2016 г., совпадает с позицией мэрии города Ярославля.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части, если полагает, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Прокурор считает, что права и законные интересы неопределенного круга работников муниципальных учреждений нарушены установлением мэрией города Ярославля в противоречие со ст. 119 ТК РФ максимального предела продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

Оспариваемое прокурором постановление мэрии города Ярославля относится к нормативным правовым актам, отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт – издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений (существенные признаки нормативного акта перечислены в п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В силу ст. 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, мэрия города Ярославля, в том числе, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами, законами Ярославской области.

На основании ч. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Помимо этого трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права – ч. 2 ст. 5 ТК РФ.

Согласно ч. 11 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 119 ТК РФ органам местного самоуправления переданы полномочия по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных учреждениий с ненормированным рабочим днем.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Таким образом, само постановление мэрии города Ярославля № 2350, утвердившее «Положение о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в муниципальных учреждениях города Ярославля», издано мэрией города Ярославля в пределах своих полномочий, определенных ТК РФ.

Порядок принятия данного нормативного правового акта соблюден. Постановление опубликовано в установленном порядке в газете «Городские новости».

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п.17 названного постановления Пленума ВС РФ, при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

По мнению прокурора, орган местного самоуправления вправе определять порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска, но не его продолжительность; максимальная продолжительность такого отпуска может определяться лишь коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка муниципального учреждения.

По мнению представителя административного ответчика, продолжительность- это один из элементов условий предоставления ежегодного дополнительного отпуска.

В соответствии с ч. 1 ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Согласно ч. 2 ст. 119 ТК РФ порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно толковому словарю ФИО1 значение слова «порядок»-последовательный ход чего-нибудь, правила, по которым совершается чего-нибудь; значение слова «условие» - 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, 3) требования, из которых следует исходить; значение слова «продолжительность» - время течения, действия чего-нибудь.

То есть, понятие «продолжительность» не может расцениваться как видовое по отношению к понятиям «условие» или «порядок».

Исходя из буквального толкования норм ст. 119 ТК РФ, суд соглашается с доводами прокурора о том, что часть 2 статьи 119 ТК РФ не предусматривает возможности устанавливать продолжительность ежегодного дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем нормативным правовым актом органа местного самоуправления или Правительства Российской Федерации.

Продолжительность такого отпуска работникам муниципальных учреждений в силу ч. 1 ст. 119 ТК РФ, также как и работникам иных организаций, подлежит установлению коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка муниципального учреждения.

Позиция Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенная в письме от 07.09.2016 г., не является официальным толкованием спорной нормы и не подлежит учету при разрешении данного административного спора.

Таким образом, установление максимальной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска работникам муниципальных учреждений с ненормированным рабочим днем в пункте 3 постановления мэрии города Ярославля № 2350 произведено мэрией города Ярославля в нарушение положений ч.ч.1 и 2 ст. 119 ТК РФ, с превышением своей компетенции, а потому данная норма подлежит признанию недействующей.

Согласно п.28 вышеуказанного постановления Пленума ВС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку на основании оспариваемой нормы были реализованы права граждан, суд считает необходимым признать оспариваемую норму недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании п.2 ч. 4 ст. 216 КАС РФ настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Городские новости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст. 175,177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление заместителя прокурора города Ярославля удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 3 «Положения о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в муниципальных учреждениях города Ярославля», утвержденного постановлениям мэрии города Ярославля от 28.12.2015 № 2350, в части определения максимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам муниципальных учреждений с ненормированным рабочим днем.

Настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Городские новости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья                                        И.Н.Бабикова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн