Копия Дело № 2а-1659/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2017 года Вахитовский районный суд г. Казани РТ в составе: председательствующего судьи Г.Ф. Аюповой, при секретаре Е.А. Овчинниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Яруллиной Л.Ф. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об оспаривании бездействия и о понуждении обеспечить жизненно необходимым лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Яруллина Л.Ф. обратилась в суд с указанным административным иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан. В обоснование указала, что она является инвалидом второй группы по общему заболеванию. В октябре 2000 года ей был установлен порок сердца, легочная гипертензия. С апреля 2010 года истец получает двойную ЛАГ- специфическую терапию препаратами Бозентан (Траклир)и Силденафил (Ревацио). В сентябре 2016 года истец была госпитализирована в РКНПК. По результатам обследования, врачебной комиссией было принято решение о замене бозентана 250 мг на мацитентан в дозе 10 мг.В октябре 2016 года истец обращалась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить её жизненно необходимым препаратом «Опсамит» («Мацитентан»). Однако получила отказ. Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 31.10.2016 №909-02-7603 со ссылкой на то, что препарат «Опсамит» («Мацитентан») не входит в льготные перечни для обеспечения федеральных и региональных льготников и не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Административный истец считает, что отказ (бездействие) административного ответчика нарушает её права и просит признать отказ (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении Яруллиной Л. Ф. лекарственными препаратами незаконным и нарушающим права, обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ЯруллинуЛ.Ф., 05 июня 1980 г.р., препаратом «Опсамит» («Мацитентан») в соответствии с рекомендациями ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.09.2016г. и выпиской из протокола №66 заседания врачебной комиссмм НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «РКНПК» Минздрава России от 26.09.2016г..
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов РФ с иском не согласилась.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно статье 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать то обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Л.Ф. Яруллина страдает легочной артериальной гипертензией, врожденным пороком сердца. В 2008г. истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
Данное заболевание диагностировано у истца впервые в 2010 году. В вязи с заболеванием истец ежегодно проходит стационарное лечение в профильных медицинских центрах федерального значения. Так, в марте и сентябре 2016г. истец проходила лечение в ФГБУ «Российский кардиологический научно- производственный комплекс МЗ РФ». С 2010г. истец принимает препараты бозентан и силденафил на постоянной основе в требуемом, в соответствии с рекомендациями врачей, количестве, что следует из выписок федерального центра, медицинской документации поликлинического учреждения по месту жительства истца.
В период лечения в сентябре 2016г., в связи с ухудшением состояния пациентки Комиссионным заключением врачей ФГБУ «Российский кардиологический научно- производственный комплекс МЗ РФ» от 26.09.2016г. больной рекомендована замена препарата бозентан на мацитентан и прием данного препарата на постоянной основе по жизненным показаниям с указанием на то, что отмена препарата сопряжена с риском осложнений, возможно до предоставления препарата мацитентан продолжение лечения препаратом бозентан.
После выписки из стационара в октябре 2016г. истец обратилась к ответчику с требованием об обеспечении ее необходимым лекарственным препаратом. Письмом от 31.10.2016г. ответчик указал на то, что препарат мацитентан не входит в льготные перечни и перечень жизненно необходимых препаратов.
Суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска.
Как определено ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон), каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В связи с положениями ст. 6.1, 6.2 и 6.7. Федерального закона «О государственной социальной помощи», инвалиды отнесены к категории граждан, подлежащих лекарственному обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственные препараты.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:
организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Подобный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Рассматриваемый препарат в данный перечень не входит.
Также судом установлено, что указанный лекарственный препарат мацитентан (опсамит) включен в Государственный реестр лекарственных средств.
В соответствии с положением ч. 5 ст. 37 Закона, назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В стандарт лечения установленного у истца заболевания, утвержденный Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1446н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии", рассматриваемый препарат мацитентан (опспмит) не входит.
Соответственно при наличии медицинских показаний препарат подлежит назначению врачебной комиссией соответствующего лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона, лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона, врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с положение п. 27 и 36 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, по решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Не допускается выписывание рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, медицинскими работниками санаторно-курортных организаций, медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь стационарно или в условиях дневного стационара, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 настоящего Порядка.
Материалами дела, пояснениями сторон установлено, что назначение Мацитентана (опсамита) производилось врачебной комиссией стационарного лечебного учреждения в период госпитализации административного истца. При этом применение и исследование влияния препарата на организм пациента в условиях стационара не производилось.
За медицинской помощью по месту жительства в амбулаторно- поликлиническое учреждение, с целью оценки необходимости назначения препарата Мацитентан (опсамит), истец не обращалась. Сведений обратному не имеется. При этом лечебным учреждением по месту жительства и наблюдения истца длительное время на основания решения врачебной комиссии производится назначение препаратов бозентан и силденафил, отпускаемых пациенту на основании рецептов, что указывает на отсутствие доказательств уклонения лечебного учреждения от принятия решения по назначению жизненно необходимых препаратов, не входящих в соответствующие перечни.
Приведенными выше положениями нормативных правовых актов усматривается, что решение врачебной комиссии стационара в виде рекомендации приема лекарственного препарата, не может являться основанием оказания медицинской помощи в амбулаторно- поликлинических условиях.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом не были соблюден установленный законом порядок назначения (обращения) по жизненным показаниям лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Яруллиной Л.Ф. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об оспаривании бездействия и о понуждении обеспечить жизненно необходимым лекарственным препаратом, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Г.Ф. Аюпова