Дело № 2А-4184/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дата) Советский районный суд г. Н. Новгорода в составе
Председательствующего судьи Синайко Е.А.,
При секретаре Тёриной М.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. Новгороде административное дело
По административному иску Лазарева Евгения Ивановича к Администрации г. Н. Новгорода о признании незаконным бездействия по исполнению требований ФЗ РФ №... от (дата) о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования г. Н. Новгорода, обязании подготовить и внести на утверждение Думы г. Н. Новгорода местные нормативны градостроительного планирования г. Н. Новгорода со всеми приложенными документами,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лазарев Е.И. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Н. Новгорода о признании незаконным бездействия по исполнению требований ФЗ РФ №... от (дата) о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования г. Н. Новгорода, обязании подготовить и внести на утверждение Думы г. Н. Новгорода местные нормативны градостроительного планирования г. Н. Новгорода со всеми приложенными документам.
В обосновании заявленных требований указал следующее.
В соответствии с Федеральным законом от (дата) № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимального допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1,3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса РФ, населения субъектов РФ, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ подлежа утверждению в срок до (дата).
Согласно пп.4 п.5 ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода, администрация города Нижнего Новгорода подготавливает местные нормативы градостроительного проектирования и вносит их на утверждение городской Думы города Нижнего Новгорода.
Решением Думы города Нижнего Новгорода от (дата) №... утвержден порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Нижнего Новгорода.
Решением Думы города Нижнего Новгорода от (дата) №... «О местных нормативах градостроительного проектирования» рекомендовано администрации города Нижнего Новгорода разработать и внести на утверждение Думы города Нижнего Новгорода местные нормативы градостроительного проектирования в городе Нижнем Новгороде.
Таким образом, по мнению административного истца, городская Дума города Нижнего Новгорода полностью исполнила свои обязанности, связанные с местными нормативами градостроительного проектирования.
Однако администрацией города Нижнего Новгорода не разработаны и не внесены на утверждение городской Думы местные нормативы градостроительного проектирования, что нарушает права жителей города Нижнего Новгорода, в том числе права административного истца.
Отсутствие местных нормативов градостроительного планирования не обеспечивает безопасность при осуществлении градостроительной деятельности и благоприятные условия жизнедеятельности человека, не происходит ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и не обеспечивается охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Отсутствие утвержденных нормативов градостроительного проектирования создает препятствия при проведении территориального планирования, градостроительного зонирования, разработке документации по планировке территории, включая стандарты обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, предусматривающих качественные, количественные требования к размещению объектов капитального строительства территориальных и функциональных зон в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, объекту культурного наследия, элементам планировочной структуры, публичным сервитутам. обеспечивающим устойчивое развитие территорий.
Бездействие администрации города Нижнего Новгорода приводит к нарушению федерального законодательства.
На основании вышеизложенного, административный истец просит суд:
Административный истец Лазарев Е.И. о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, в судебное заседание не явился, направив своего представителя по доверенности Дворецкого А.В.
При таких данных суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца Лазарева Е.И., с участием его представителя по доверенности Дворецкого А.В.
Представитель административного истца Лазарева Е.И. по доверенности Дворецкий А.В. в судебном заседании требования административного истца поддержал в полном объеме. Дал пояснения по существу дела.
Представитель административного ответчика - Администрации г. Н. Новгорода по доверенности Лебедева Е.А. в судебном заседании административный иск не признала, указала на необоснованность предъявленных требований. Дала пояснения по существу дела, заявила ходатайство о прекращении производства по административному делу.
Представитель административного ответчика - Городской Думы г. Н. Новгорода Губанова О.В. в судебном заседании указала на необоснованность предъявленных требований. Дала пояснения по существу дела.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком заявлено ходатайство о прекращении производства по делу на основании ст. 194 ч. 2 КАС РФ, в силу которой суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, из существа требований, указанных в тексте административного иска и поддержанных представителем административного истца Лазарева Е.И. по доверенности Дворецким А.В. следует, что в данном конкретном случае административный истце оспаривает бездействия административного ответчика, выразившиеся в невыполнении требований Федерального закона № 131-ФЗ от (дата) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования города Нижнего Новгорода, но не решений и постановлений.
При таких данных, с учетом конкретных обстоятельств дела суд не находит оснований для прекращения производства по делу, полагая, что данное административное дело подлежит рассмотрению по существу.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Обсуждая требования административного истца, суд руководствуется следующим.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от (дата) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» нормативы градостроительного проектирования подлежат утверждению в срок до 01.014.2015 года.
Администрация г. Н. Новгорода на основании подпункта 4 пункта 5 ст. 43 Устава г. Н. Новгорода подготавливает местные нормативы градостроительного проектирования и вносит их на утверждение Городской Думы г. Н. Новгорода.
Порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования г. Н. Новгорода утвержден решением Городской Думы г. Н. Новгорода от (дата) за №....
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
(дата) по поручению комиссии городской Думы г. Н. Новгорода Администрация г. Н. Новгорода направила в адрес Председателя постоянной комиссии городской Думы г. Н. Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре Растеряева В.А. проект местных нормативов градостроительного проектирования.
В период с декабря 2016 года по настоящее время проект местных нормативов градостроительного проектирования проходит процедуру согласования, о чем Городская Дума г. Н. Новгорода проинформирована письмом от (дата) за №....
Проект местных нормативов градостроительного проектирования размещен на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода.
Эти фактические данные в судебном заседании представителем административного истца не оспаривались и позволяют суду сделать вывод о том, что доводы административного истца о бездействии Администрации г. Н. Новгорода по исполнению требований Федерального закона № 131-ФЗ от (дата) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования города Нижнего Новгорода не нашли своего подтверждения.
Кроме того, следует отметить, что административный истец не представил убедительных, неоспоримых и достаточных доказательств, что отсутствие местных нормативов градостроительного планирования привело к нарушению прав административного истца, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на административного истца незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административным истцом не приведено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц и нарушения прав самого истца в связи с несвоевременной разработкой программ комплексного развития.
Сам по себе факт неисполнения администрацией города Нижнего Новгорода сроков разработки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, как то утверждает административный истец, и не свидетельствует о нарушении прав, в том числе самого административного истца.
При этом суд полагает необходимым отметить, что оспариваемые бездействия администрации города Нижнего Новгорода не повлекли возникновения неблагоприятных последствий для заявителя (административного истца). Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд не усматривает бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившиеся в неисполнении полномочий по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, в связи, с чем основания для удовлетворения требований в данной части суд не имеется.
Кроме того в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного муниципального правового акта, сроки внесения изменений в муниципальные правовые акты, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты.
При этом в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, в связи с чем суд не имеет законных оснований для удовлетворения требований административного истца.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от (дата) №... «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах суд не находит основания для удовлетворения требований Лазарева Е.И. об обязании администрацию города Нижнего Новгорода разработать и предать на утверждение в городскую думу города Нижнего Новгорода местные нормативы градостроительного проектирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искаЛазарева Евгения Ивановича к Администрации г. Н. Новгорода
Отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Е.А. Синайко
(марка обезличена)А