РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2017 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Черновой Н.В.,
с участием представителя административного истца Выскребцевой Л.В.,
при секретаре Гришиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-641/17 по административному иску Сафиной М.И. к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании отказа в заключение соглашения о перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Сафина М.И. обратилась в суд с административным иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка. В обоснование административного иска указала, что она является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанные объекты она приобрела на основании решения Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 23.04.2015 г. Свидетельства о праве собственности на землю от 26.10.1992 №. Право зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в 2015 году. Земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Она постоянно проживает в вышеуказанном доме с 1986 года. Первоначальным собственником данного жилого дома на основании регистрационного удостоверения от 30.09.1989 года был её супруг - С, который также проживал в нём с 1986 года. В 1992 году ему было выдано свидетельство на право собственности на землю № от 10.06.1992 года, в котором была указана площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м., хотя фактическая площадь земельного участка при домовладении составляла около <данные изъяты> кв.м. До настоящего времени она продолжала пользоваться земельным участком площадью около <данные изъяты> кв.м., земельный участок огорожен. В соответствии с главой V. 4. Земельного кодекса РФ она обратилась Департамент государственного имущества и земельных отношений п. Ульяновской области (в настоящее время - Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков. Ею при обращении в Департамент была предоставлена схема по образованию земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., путем перераспределения исходного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего ей на праве собственности землями, государственная собственность на которые не разграничена площадью <данные изъяты> кв.м. Она в ответ на своё заявление получила отказ в заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков. Отказ выдан Департаментом государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области от 23.01.2017 г. №. Отказано ей по следующим основаниям: Согласно сведениям, предоставленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства г. Ульяновска, образуемый земельный участок частично расположен за планируемой красной линией. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. С отказом Агентства истица не согласна, считает отказ незаконным. Как указано выше, право собственности на жилой дом у супруга истицы возникло в 1989 году, право собственности на земельный участок в 1992 году. Планируемая красная линия, которая была нанесена Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска 16.06.2015 г. в соответствии с утвержденным проектом планировки территории на план части территории Железнодорожного района г. Ульяновска с указанием границ землепользования <адрес> проходит непосредственно через её жилой дом и земельный участок (пересекает их). То есть планируемая красная линия пересекает жилой дом и ту часть земельного участка, которая находится в собственности у неё. Земельный участок всегда был огорожен и не доступен для общего пользования неограниченным кругом лиц, не является землей общего пользования. В соответствии с подп. 3.5. пункта 3 Постановления Администраций города Ульяновска от 26 июля 2012 года № 3322 «О внесении изменений в отдельные правовые акты» внесены в постановление мэрии города Ульяновска от 07.07.2009 г. № «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» следующие изменения: в условных обозначениях Приложения № 1 слова «красные линии, планируемые по решениям генерального плана г. Ульяновска, утвержденного Городской Думой (постановление № от 27.06.2007) заменить словами «красные линии, планируемые по перспективному развитию территории на основании Генерального плана (применению не подлежат)». Ответчик в отказе ссылается на п. 12 ст. 85 ЗК РФ, но в соответствии с этой нормой не подлежат приватизации земельные участки общего пользования уже занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный участок ввиду его расположения, так как он примыкает к земельному участку заявителя, к испрашиваемому земельному участку отсутствуют проезды и проходы к землям общего пользования, кроме как со стороны участка заявителя. В соответствии с вышеизложенным, считает отказ Департамента (Агентства) государственного имущества и земельных отношений по - Ульяновской области в заключении с истицей в соответствии с её заявлением соглашения о перераспределении земельных участков незаконным. В связи с этим просит:
- признать отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области от 23.01.2017 г. № в заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, выданный Сафиной ФИО9, незаконным.
- обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м и заключить с Сафиной М.И. соглашение о вышеуказанном перераспределении земель государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца – Выскребцева Л.В., действующая по доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в судебное заседание не явился, указав в отзыве, что в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области поступило заявление Сафиной М.И. от 18.05.2016 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего заявителю на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Письмом от 23.01.2017 № истцу было отказано в заключение соглашения о перераспределении земель и земельного участка по следующим основаниям:
Согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, образуемый земельный участок частично расположен за планируемой красной линией.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В нарушение пункта 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждённых Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 №762, представленная заявителем расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена без учёта Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90. Несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории её форме, формату и требованиям к её подготовке является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренным подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределения земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (п. 13 указанной статьи).
Судом установлено, что С принадлежал земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства № от 10.06.1992 г.
Сафина М.И., является собственником жилого дома и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.12.2015 г., 26.06.2015 г.
Согласно представленного кадастрового паспорта границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № определены в результате выполнения межевых работ.
Из инвентарного дела, схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что фактическая площадью указанного земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. По земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., и жилому дому, находящихся в собственности истицы проходит планируемая красная линия.
Истица обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений п. Ульяновской области (в настоящее время - Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков и предоставила схему по образованию земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего ей на праве собственности землями, государственная собственность на которые не разграничена площадью <данные изъяты> кв.м.
Департаментом государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области в ответе от 23.01.2017 г. № истице было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков, в связи с тем, что согласно сведениям, предоставленным в порядке межведомственного: взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства г. Ульяновска, образуемый земельный участок частично расположен за планируемой красной линией. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. п. 4, 11, 12, 13 ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, в случае если:
- проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является;
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
В соответствии ст. 46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
В соответствии с подп. 3.5. пункта 3 Постановления Администраций города Ульяновска от 26 июля 2012 года № 3322 «О внесении изменений в отдельные правовые акты» внесены в постановление мэрии города Ульяновска от 07.07.2009 г. № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» следующие изменения: в условных обозначениях Приложения № 1 слова «красные линии, планируемые по решениям генерального плана г. Ульяновска, утвержденного Городской Думой (постановление № 83 от 27.06.2007) заменить словами «красные линии, планируемые по перспективному развитию территории на основании Генерального плана (применению не подлежат)».
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска следует, что в соответствии с проектом планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 26.06.2009 № 5046 (с изменениями),
земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м прилегающий к земельному участку площадью <данные изъяты> кв. м расположенному по адресу; <адрес> расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микро-районы и кварталы). На территории общего пользования данный земельный участок не расположен.
земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) и частично на территории, планируемой для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях), за планируемой красной линией на территории общего пользования. Дополнительно сообщают, что согласно Постановлению администрации города Ульяновска от 26.07.2012 г. № 3322 планируемые красные линии применению не подлежат.
Доводы Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о том, что спорный земельный участок, расположен на территории общего пользования, опровергаются материалами дела.
В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Сведений о том, какими объектами общего пользования спорный земельный участок занят, оспариваемый отказ не содержит.
Учитывая, что доказательств свидетельствующих о том, что земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, образуемый в результате перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в собственности Сафиной М.И. расположен на территории общего пользования в границах красных линий, не представлено, отказ Агентства (ранее Департамента) государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области от 23.01.2017 г. № не соответствует закону, в силу чего административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Требования административного истца о возложении на Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области обязанности утвердить схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, и заключить с Сафиной М.И. соглашение о вышеуказанном перераспределении земель государственная собственность, на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности удовлетворению не подлежат, поскольку разрешение указанных вопросов отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления.
При этом суд считает возможным возложить на Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность рассмотреть вопрос по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> образуемого путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м. и по заключению с Сафиной М.И. соглашения о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., что соответствует предмету заявленных требований, направлено на восстановление нарушенных прав истца и соответствует вышеизложенным нормам права.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ
административные исковые требования Сафиной М.И. удовлетворить частично.
Признать отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 23.01.2017 г. № в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, выданный Сафиной М.И. незаконным.
Обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области рассмотреть вопрос по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м. и по заключению с Сафиной М.И. соглашения о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Чернова.