Дело №2а-1316/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2017 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Ананичевой Н.Б.,
при секретаре Ильиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Гасанова ПХ к межрайонной инспекции налоговой службы №8 по Томской области о перерасчете суммы налога на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Гасанов П.Х. обратился в суд с административным иском к межрайонной инспекции налоговой службы №8 по Томской области, в котором просит обязать административного ответчика произвести перерасчет налога на имущество в виде жилого дома, исходя из его стоимости 875017,00 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит одноэтажный деревянный дом 1986 года постройки общей площадью 105,5 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: и имеющий кадастровую стоимость 875017,00 руб. Полученное им из налогового органа налоговое уведомление обязывало его уплатить налог на имущество в сумме 41631,00 руб., при этом налог исчислен административным ответчиком из стоимости дома в 4949416,50 руб. 10.01.2017 он обратился в налоговый орган в претензией о перерасчете налога, однако в этом ему было отказано, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд.
В отзыве на административное исковое заявление межрайонная инспекция налоговой службы №8 по Томской области просила оставить требования Гасанова П.Х. без удовлетворения, указав, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НКРФ), которым установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ). На официальном сайте Федеральной налоговой службы России размещен актуальный перечень регионов, в которых налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Начиная с 2015 года в муниципальных образованиях 28 субъектов Российской Федерации для расчета налога на имущество физических лиц будет использоваться кадастровая стоимость объекта налогообложения. В остальных регионах, в том числе в Томской области, налоговой базой остается инвентаризационная стоимость объектов недвижимости до принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения о применении в качестве налогооблагаемой базы кадастровой стоимости, но не позднее 2020 г.
Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственных технический учет, до 01.03.2013 по состоянию на 01 января текущего года (ст.ст. 404, 85 НК РФ).
В отношении объекта налогообложения - жилого дома, принадлежащего административному истцу, ИФНС России по Томскому району Томской области произведен расчет налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в 4949416,50 руб., налог к уплате составил 41631,00 руб. В связи с чем налоговый орган не вправе изменить инвентаризационную стоимость объекта недвижимости без внесения ее изменений организацией технической инвентаризации. В случае несогласия административного истца с инвентаризационной стоимостью принадлежащего ему объекта он вправе оспорить ее в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.
В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с занятостью по работе.
Представитель административного ответчика Мочалова О.А., исковые требования не признала, доводы, изложенные в отзыве, поддержала, дополнительно пояснила, что в силу ч. 2 ст. 402 НК РФ в Томской области налог на недвижимое имущество исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости, которая должна быть меньше кадастравой. Однако, данные об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения поступают в инспекцию из Росреестра. В отношении объекта истца поступили сведения о его инвентаризационной стоимости на сумму 4949416,50 рублей. Для изменения данной стоимости истец вправе обратиться в органы Росрееста, либо в суд, что ему разъяснялось в ответе на претензию. Начислять налог по кадастровой стоимости ответчик не имеет право в силу ч. 2 ст. 402 НК РФ.
Изучив представленные доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных Гасановым П.Х. требований в связи со следующим.
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
С 1 января 2015 г. Закон Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым НК РФ дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц», регулирующей порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 НК РФ сумма налога, подлежащая оплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отношении объектов недвижимости регистрирующим органом является Управление Росреестра по Томской области.
Из материалов дела усматривается, что в собственности Гасанова П.Х. имеется недвижимое имущество - дом 1986 , расположенный по адресу: и имеющий кадастровую стоимость 875017,00 руб., что подтверждается постановлением Администрации Заречного сельского поселения от 18.10.2016 №694, адресной справкой от 24.10.2016, кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.11.2016, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 17.01.2017.
Налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц и Гасанову П.Х. направлено налоговое уведомление №69270120 от 27.08.2016 об уплате налога за 2015 год исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости (4949416,50 руб.) в сумме 41631,00 руб.
Не согласившись с расчетом налога, Гасанов П.Х. обратился в суд с названным выше административным иском, указывая в его обоснование, что расчет налога должен исходить из кадастровой стоимости принадлежащего ему недвижимого имущества.
Подпункт 2 статьи 15, статья 17 НК РФ определяют, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, одним из элементов которого является налоговая база.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В случае же, если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с пунктом 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 278.2 этого же Кодекса) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Установленный статьей 404 Кодекса порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы в установленном порядке до 1 марта 2013 года.
Согласно ответу на обращение Гасанова П.Х. в Межрайонную инспекцию ФНС №8 по Томской области от 30.01.2017 №08-40/00954 (л.д. 24) инвентаризационная стоимость находящегося в собственности Гасанова П.Х. жилого дома на 01.01.2013 составила 4949416,50 руб., кадастровая стоимость составила 875017,00 руб.
На официальном сайте Федеральной налоговой службы России (***) указан актуальный перечень регионов, в которых налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, среди которых Томская область не значится, следовательно, в Томской области региональный нормативный правовой акт об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на дату выставления Гасанову П.Х. налогового уведомления принят не был.
Таким образом, вопреки ошибочным суждениям административного истца, при определении налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2015 г., налоговый орган обоснованно руководствовался правилами, установленными пунктом 2 статьи 402 НК РФ, т.е. исходил при исчислении налога на имущество физических лиц из его инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2013.
При таких данных оснований для возложения на межрайонную Инспекцию ФНС №8 по Томской области обязанности по перерасчету Гасанову П.Х. налога на имущество физических лиц за 2015 год не имеется, а потому, с учётом положений ст. 178 КАС РФ, в удовлетворении заявленных Гасановым П.Х. требований надлежит отказать.
Требований о признании действий ответчика незаконными по каким-то другим основаниям истец не заявлял, также, как и не просил признать незаконными сами действия инспекции по начислению налога, инвентаризационную стоимость не оспаривал, суд принимает решение в пределах исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ
в удовлетворении административного иска Гасанова ПХ к межрайонной Инспекции налоговой службы №8 по Томской области о перерасчете суммы налога на имущество по кадастровой стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Б. Ананичева