Дело №2а-2504-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.08.2017 года г. Кемерово
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе:
председательствующего Крайнова О.Г.
при секретаре Отрадновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Федотова Александра Николаевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федотов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №682-рн от 27.01.2015 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Свои требования мотивирует тем, что он родился в с. Георгиевка, Казахской ССР. В Российскую Федерацию прибыл в июле 1992 г. вместе со своими родителями - ФИО12ФИО12., ФИО13 ФИО13ФИО13 По приезду на территорию РФ они постоянно проживали в <адрес> <адрес><адрес> В 1993 году был призван на службу в армию. Служил в <адрес>, воинская часть №25515. Уволился из рядов российской армии 21.12.1995 г. и уехал обратно в д. Опарино Кемеровской области. В 1997 году уехал жить в <адрес> <адрес><адрес> вместе со своей гражданской женой. В 2002 году вернулся на проживание к родителям, в д. Опарино. Из-за тяжелых жизненных обстоятельств, и нехватки денежных средств, гражданство им не было оформлено. 2008 году Топкинским городским судом был приговорен к отбыванию наказания за преступление. 27 января 2015 г. Министерством юстиции РФ было принято распоряжение за №682-рн, в котором было указано о его нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации сроком до 21.12.2024 г. 16 декабря 2016г., вынесено решение о его депортации. 16 декабря 2016 г. на основании решения старшего инспектора иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области, а также решения Заводского того суда г. Кемерово от 23.12.2016 г. был помещен в ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области. В день освобождения из мест лишения свободы, его поместили в ЦВСИГ по КО до исполнения решения о депортации. Достоверные данные о том, что его пребывание на территории РФ создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации отсутствуют, и являются не более чем формальным перечислением оснований при принятии распоряжения Министерством юстиции о его нежелательном пребывании в РФ и последующей депортации. Таким образом, применение такой крайней меры, как депортация из Российской Федерации лишь по факту наличия судимости за совершение умышленного преступления при отсутствии конкретных фактов противоправного поведения с моей стороны в период отбывания наказания, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, и в данном случае, не является объективно необходимым. Более того, в Российской Федерации, в <адрес> проживают его родители - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р. Его родные являются гражданами РФ и имеют постоянную регистрацию в Российской Федерации. После освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД РФ по Кемеровской области, его родители зовут его к себе на постоянное место проживания, готовы предоставить ему жилплощадь для совместного проживания и регистрации. Считает, что принудительная реализация решения о депортации приведет к нарушению основополагающих семейных уз и воспрепятствует воссоединению нашей семьи. В республике Казахстан у него абсолютно никого нет, ни родных, ни друзей, нет даже временного жилища, что в дальнейшем повлечет за собой его депортацию в никуда, на улицу, без средств к существованию, и поддержки его и близких, которые все, до единого, проживают в Российской Федерации, и готовы помочь ему наладить свою жизнь после освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по КО. Считает, что принятым в отношении него распоряжением Министерства юстиции о его нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации грубо нарушено его право на семью, гарантированное ему конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Так как его гражданство определить невозможно, содержание его в помещении ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области на протяжении неустановленного времени также нарушает его право на свободу и жизнь. Исполнение распоряжения Министерства юстиции РФ о его нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 27.01.2015 г. № 682-рн, а также решение о его депортации невозможно, так как другое государство своим гражданином его не признает. Считает, что правовых оснований для исполнения распоряжения Министерства Юстиции и депортации его в республику Казахстан не имеется, следовательно, приоритет должен отдаваться в первую очередь, защите его прав, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, имеющей международное правовое значение, и направленной на защиту прав человека в целом, не зависимо от его гражданства. Полагает, что восстановить его право возможно отменой распоряжения Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 27.01.2015г. № 682-рн, чтобы дать ему возможность остаться жить со своей семьей в Российской Федерации и оформить в дальнейшем российское гражданство.
Просит распоряжение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 27.01.2015г. № 682-рн в отношении Федотова А.Н.- отменить.
Административный истец Федотов А.Н., находящийся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения его административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Представитель административного истца Князева Е.С., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований Федотова А.Н. в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
Как установлено в судебном заседании, 29.10.2008 года Топкинским городским судом Кемеровской области Федотов А.Н. был осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам 5 месяцам лишения свободы.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Министерством Юстиции Российской Федерации 27.01.2015 г. вынесено распоряжение №682-рн о нежелательности пребывания (проживания) Федотова А.Н. в Российской Федерации сроком до 21.12.2024 года (л.д.7).
Указанное распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в виду того, что Федотов А.Н. является иностранным гражданином, совершил преступления на территории Российской Федерации, чем создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Федотов А.Н. просит восстановить ему пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного распоряжения.
Как указывает Федотов А.Н. о принятом распоряжении он узнал после помещения его в ЦВСИГ ГУ МВД России по КО. При этом, у него отсутствовала возможность отправки корреспонденции и лишь в июле 2017 г. ему удалось встретиться с юристом, которым ему была оказана помощь в составлении и отправке данного заявления.
В суд с настоящим административным заявлением Федотов А.Н. обратился 24.07.2017 года (л.д.4).
С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением о признании распоряжения от 27.01.2015 года №682-рн незаконным истек, однако, в виду указанных административным истцом обстоятельств, суд полагает возможным восстановить Федотову А.Н. пропущенный по уважительным причинам процессуальный срок для подачи настоящего заявления.
Судом также установлено, что 21.12.2016 года Федотов А.Н. был освобожден из ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по КО по истечении сроков уголовного наказания. 16.12.2016 года УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Федотова А.Н. 16.12.2016 г. ГУ МВД России по КО вынесено решение о помещении Федотова А.Н. в ЦВСИГ на срок не более 48 часов с момента помещения. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23.12.2016 года Федотов А.Н. был помещен в специальное учреждение временного содержания.
Судом установлено, что по сведениям органов юстиции Республики Казахстан, Федотов А.Н. значится снятым с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ с адреса: <адрес> по паспорту гражданина бывшего ССР образца 1974 года №№ выданному ДД.ММ.ГГГГ ОВД Жарминского райисполкома Семипалатинской области (л.д.12).
Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив все представленные по делу доказательства, учитывая, данные о личности Федотова А.Н., периоде его проживания не территории РФ, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживают близкие родственники Федотова А.Н., его отец и мать, имеется жилое помещение для проживания и регистрации, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Федотова А.Н. поскольку, реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Федотова А.Н. на территории РФ, отсутствует.
Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Федотова А.Н. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 27.01.2015 года №682-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Федотова А.Н. нарушает требования справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Федотова А.Н., в связи с чем, распоряжение Министерства юстиции РФ от 27.01.2015 года №682-рн подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Федотова Александра Николаевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации - удовлетворить.
Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 27.01.2015 года №682-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Федотова Александра Николаевича.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2017 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Председательствующий: Крайнов О.Г.