Дело №2а-2493-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.08.2017 года г. Кемерово
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе:
председательствующего Крайнова О.Г.
при секретаре Отрадновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Казанцева Вениамина Вениаминовича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №1424-рн от 14.03.2016 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Свои требования мотивирует тем, что он родился в г. <адрес> В Российскую Федерацию он прибыл в декабре 1994г. со старшим братом - ФИО7ФИО7 ФИО7., его женой и детьми. Его мама ФИО8ФИО8 приехала в РФ в 1995 году. По приезду на территорию РФ он проживал в <адрес> <адрес> вместе со своей матерью. С января 2005г. по июль 2014г. проживал совместно с гражданской женой - ФИО9ФИО9 по адресу: <адрес>. Работал в столярном цехе в фирме <данные изъяты> Из - за тяжелых жизненных обстоятельств, и острой нехватки денежных средств, гражданство им не было оформлено. В июле 2014 г. его осудили на 3 года и 6 месяцев. Освобожден 30 мая 2017г. условно-досрочно. 14 марта 2017г. Министерством юстиции РФ было принято распоряжение за №1424-рн, в котором было указано о его нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации бессрочно. 26 мая 2017г., вынесено решение о его депортации. 26 мая 2017г. на основании решения заместителя начальника иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области он был помещен в ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области. В день освобождения из мест лишения свободы его поместили в ЦВСИГ по Кемеровской области до исполнения решения о депортации. Достоверные данные о том, что его пребывание на территории РФ создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации отсутствуют, и являются не более чем формальным перечислением оснований при принятии распоряжения Министерством юстиции о его нежелательном пребывании в РФ и последующей депортации. Таким образом, применение такой крайней меры, как депортация из Российской Федерации, лишь по факту наличия судимости за совершение умышленного преступления при отсутствии конкретных фактов противоправного поведения с его стороны в период отбывания наказания, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, и данном случае, не является объективно необходимым. В Российской Федерации, в <адрес><адрес> проживает его сестра ФИО10 ФИО10 В <адрес> проживает его мать - ФИО11 ФИО11. В <адрес><адрес> проживает его старший брат - ФИО12 ФИО12ФИО12 Все его родные являются гражданами РФ и имеют постоянную регистрацию в Российской Федерации. После освобождения из ЦВСИГ УФМС РФ по Кемеровской области, его мать зовет его к себе на постоянное место проживания, готова предоставить мне жилплощадь для совместного проживания и регистрации, что подтверждается ее собственноручно написанным заявлением. Считает, что принудительная реализация решения о депортации приводит к нарушению основополагающих семейных уз и препятствует воссоединению семьи. В период отбывания наказания он искренне раскаялся в содеянном, стремился быть полезным обществу, что свидетельствуют о том, что от освобождения от наказания он освобожден условно - досрочно. В республике Казахстан, у него абсолютно никого нет, родных и друзей, нет даже временного жилища, что в дальнейшем повлечет за собой мою депортацию в никуда, на улицу, без средств к существованию, и поддержки его близких, которые все, до единого, проживают в Российской Федерации, и готовы помочь ему наладить свою жизнь, после освобождения из ЦВСИГ УФМС России по КО. Считает, что принятым в отношении него распоряжением Министерства юстиции о моем нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации бессрочно грубо нарушено его право на семью, гарантированное конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Так как его гражданство определить невозможно, содержание его в помещении ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области на протяжении неустановленного времени также нарушает его право на свободу и жизнь. Исполнение распоряжения Министерства юстиции РФ о его нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 14.03.2017 г. № 1424-рн, а также решение о депортации невозможно, так как другое государство своим гражданином его не признает. Считает, что правовых оснований для исполнения распоряжения Министерства юстиции и депортации меня в республику Казахстан не имеется, следовательно, приоритет должен отдаваться в первую очередь, защите его прав, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, имеющей международное правовое значение, и направленной на защиту прав человека в целом, не зависимо от его гражданства. Следовательно, восстановить его право возможно отменой распоряжения Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 14.03.2017 г. № 1424-рн, чтобы дать ему возможность остаться жить со своей семьей в Российской Федерации и оформить в дальнейшем российское гражданство.
Просит распоряжение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 14.03.2017г. № 1424-рн в отношении Казанцева В.В.- отменить.
Административный истец Казанцев В.В., находящийся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения его административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Представитель административного истца Князева Е.С., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований Казанцева В.В. в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, исковые требования Казанцева В.В. считает необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Казанцев В.В., являясь лицом без гражданства, совершил на территории Российской Федерации тяжкие преступления, предусмотренные частью 1 статьи 162, пунктом «г» части 2 статьи 161 УК РФ, в этой связи 14.07.2014 был осужден Ленинск-Кузнецким городским судом г. Новокузнецка Кемеровской области к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. В Минюст России в отношении Казанцева В.В. поступило представлен ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывай (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. На основании изложенного и в связи с тем, что имелись необходимые и достаточные основания: Казанцев В.В. не является гражданином Российской Федерации; у него непогашенная судимость за совершение в России умышленного преступления, въезд в Российскую Федерации ему не разрешен в силу Закона, его пребывание (проживание) на территории Российской Федерации признано нежелательным. Наличие у Казанцева В.В. на территории Российской Федерации родственников не влечет в безусловном порядке признание решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку, оно принято с учет степени общественной опасности деяний заявителя, с соблюдением вытекают из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 02.03.2006 № 55-О. При принятии распоряжения Минюстом России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России, в связи с чем, просил суд в удовлетворении требований Казанцева В.В. отказать.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.
В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
Как установлено в судебном заседании, 14.07.2014 года Ленинск-Кузнецким городским судом Кемеровской области Казанцев В.В. был осужден по ч. 1 ст. 162, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Министерством Юстиции Российской Федерации 14.03.2017 г. вынесено распоряжение №1424-рн о нежелательности пребывания (проживания) Казанцева В.В. в Российской Федерации (л.д.5).
Указанное распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в виду того, что Казанцев В.В. является иностранным гражданином, совершил преступления на территории Российской Федерации, чем создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Казанцев В.В. просит восстановить ему пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного распоряжения.
Как указывает Казанцев В.В., о принятом распоряжении он узнал после помещения его в ЦВСИГ ГУ МВД России по КО. При этом, у него отсутствовала возможность отправки корреспонденции и лишь в июле 2017 г. ему удалось встретиться с юристом, которым ему была оказана помощь в составлении и отправке данного заявления.
В суд с настоящим административным заявлением Казанцев В.В. обратился 20.07.2017 года (л.д.3).
С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением о признании распоряжения от 14.03.2017 года №1424-рн незаконным истек, однако, в виду указанных административным истцом обстоятельств, суд полагает возможным восстановить Казанцеву В.В. пропущенный по уважительным причинам процессуальный срок для подачи настоящего заявления.
Судом также установлено, что 30.05.2017 года Казанцев В.В. был освобожден условно-досрочно из ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по КО. 26.05.2017 года УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Казанцева В.В. 26.05.2017 г. ГУ МВД России по КО вынесено решение о помещении Казанцева В.В. в ЦВСИГ.
Судом установлено, что по сведениям Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области Республики Казахстан Казанцев В.В. зарегистрированным/снятым с регистрационного учета по Южно-Казахстанской области не значится, паспортом/удостоверением личности гражданина Республики Казахстан не документирован.
Определить принадлежность к гражданству Республики Казахстан Казанцева В.В. не представляется возможным (л.д.8).
Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив все представленные по делу доказательства, учитывая, данные о личности Казанцева В.В., периоде его проживания не территории РФ, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживают близкие родственники Казанцева В.В., его мама, брат и сестра, имеется жилое помещение для проживания и регистрации, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Казанцева В.В., поскольку, реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Казанцева В.В. на территории РФ, отсутствует.
Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Казанцева В.В. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 14.03.2017 года №1424-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Казанцева В.В. нарушает требования справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Казанцева В.В., в связи с чем, распоряжение Министерства юстиции РФ от 14.03.2017 года №1424-рн подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Казанцева Вениамина Вениаминовича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации - удовлетворить.
Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 14.03.2017 года №1424-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Казанцева Вениамина Вениаминовича.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2017 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Председательствующий: Крайнов О.Г.