Дело №а-2234-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года г. Кемерово
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе:
председательствующего Крайнова О.Г.
при секретаре Отрадновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Носкова Андрея Сергеевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Носков А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №-рн от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Свои требования мотивирует тем, что 25.07.2016 года Министерством юстиции Российской Федерации в отношении него вынесено распоряжение №-рн о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с тем, что он совершил преступление и отбывал наказание в местах лишения свободы. 21.11.2016 года он был освобожден по отбытии наказания в виде лишения свободы из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области. На основании указанного распоряжения о нежелательности пребывания и в соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ГУ МВД России по Кемеровской области 25.01.2017 г. вынесено решение о его депортации. После освобождения из ФКУ ИК-1 02.02.2017 года он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области. После чего, на основании решений Заводского районного суда г. Кемерово срок его пребывания в данном учреждении периодически продлевался. За период пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан исполнить решение о его депортации не представилось возможным. В соответствии с ответом Консульства Республики Казахстан в г. Омске от 31.03.2017 № 0714 определить его принадлежность к гражданству Республики Казахстан не представляется возможным. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности его высылки из страны и влекут пожизненное содержание в ЦВСИГ, так как в распоряжении о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не содержится определенного срока его действия. На сегодняшний день он является лицом без гражданства, родился в Казахстане, в Россию приехал в несовершеннолетнем возрасте 2 января 1997 года с мамой – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и братом, ФИО9 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с этого времени ее пределы не покидал. Документ, удостоверяющий личность ни на территории Казахстана, ни на территории России не получал. Все его близкие родственники, мама и брат, являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают в г. Кемерово. В России у него есть жилье. За пределами Российской Федерации у него никто не проживает, жилье отсутствует, все социальные связи на территории государства исхода, утрачены. В ЦВСИГ он не имеет возможности работать, видеть и общаться со своими близкими. Кроме того, его мама является инвалидом с детства, нетрудоспособной. Единственным кормильцем в семье является только он. В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 41.1 Федерального закона она относится к данной категории лиц, так как является дееспособным лицом, состоявшим на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, не приобрел гражданства Российской Федерации в установленном порядке, не имеет гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве. Однако наличие действующего в отношении него распоряжения о нежелательное пребывания (проживания) в Российской Федерации не позволяет ему урегулировать свой статус, получить паспорт, свободно осуществлять трудовую деятельность, чтобы обеспечивать свою семью продуктами питания и всем необходимым. Также полагает, что признание нежелательным его пребывая (проживания) на территории Российской Федерации в настоящее время является не оправданной, крайней необходимостью и соразмерной преследуем цели мерой. В период своего пребывания в Центре он характеризуется положительно, что подтверждают характеристики участкового уполномоченного полиции отдела полиции «Заводский» УМВД России по г. Кемерово от 07.03.2017, ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.05.2017.
Просит распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Носкова А.С. от 25.07.2016 года №№ признать незаконным и отменить.
Административный истец Носков А.С., находящийся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения его административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил суду письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым, ФИО4, являясь гражданином Республики Казахстан (приговор Центрального районного суда г. Кемерово и опросного листа от 21.01.2016), совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление, предусмотренное частью 2 статьи 162 УК РФ, в этой связи 18.03.2014 г. осужден Центральным районным судом г. Кемерово к 3 годам лишения свободы. В Минюст России в отношении Носкова А.С. поступило представление ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. На основании изложенного и в связи с тем, что имелись необходимые и достаточные основания: Носков А.С. не является гражданином России (заключение УФМС России от 30.03.2011); у него непогашенная судимость за совершение в России умышленного преступления, въезд в Российскую Федерации ему не разрешен в силу Закона, его пребывание (проживание) на территории Российской Федерации признано нежелательным. Однако само по себе наличие у Носкова А.С. на территории Российской Федерации родственников не влечет в безусловном порядке признание решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний заявителя, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 02.03.2006 № №. При принятии распоряжения Минюстом России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России. Таким образом, распоряжение Минюста России от 25.07.2016 № 3962-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или липа без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав заявителя, в связи с чем, просит суд в удовлетворении требований Носкова А.С. отказать.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.
В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
Как установлено в судебном заседании, 18.03.2014 г. Центральным районным судом г.Кемерово Носков А.С. был осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам 9 месяцам лишения свободы.
Министерством Юстиции Российской Федерации 25.07.2016 г. вынесено распоряжение №3962-рн о нежелательности пребывания (проживания) Носкова А.С. в Российской Федерации (л.д.4).
Указанное распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в виду того, что Носков А.С. является иностранным гражданином, совершил тяжкое преступление на территории Российской Федерации, чем создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из административного искового заявления следует, что он не оспаривает законность распоряжения на момент его принятия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции РФ от 25.07.2016 года №3962-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Носкова А.С. принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, при наличии предусмотренных ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оснований, в соответствии с установленным порядком его принятия, без нарушения прав административного истца.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент вынесения распоряжения оно являлось законным и обоснованным, в связи с чем, требования о признании распоряжения Министерства юстиции РФ от 25.07.2016 года №3962-рн незаконным удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Носков А.С. просит восстановить ему пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного распоряжения.
При этом, как следует из расписки об ознакомлении с указанным распоряжением от 15.09.2016 года, Носкову А.С. было разъяснено о возможности обжалования распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в судебном порядке.
В суд с настоящим административным заявлением Носков А.С. обратился 23.06.2017 года (л.д.2-3).
С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением о признании распоряжения от 25.07.2016 года №3962-рн незаконным истек, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
Судом также установлено, что 21.11.2016 года Носков А.С. был освобожден из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по КО по истечении сроков уголовного наказания. 25.01.2017 года УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Носкова А.С. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 03.02.2017 года Носков А.С. был помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по КО до исполнения решения о депортации, но не более чем по 02.05.2017 года. Срок пребывания Носкова А.С. в специальном учреждении продлевался решениями Заводского районного суда г. Кемерово.
Решением Заводского районного суда г.Кемерово от 02.05.2017 года срок пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области был продлен Носкову А.С. до исполнения решения о его депортации, но не более чем на срок 3 (три) месяца, то есть до 03.08.2017 года.
Указанным решением суда установлено, что 23.01.2017 года и 02.02.2017 года направлены запросы в консульство республики Казахстана в г. Омске для оформления свидетельства на возвращение. 03.02.2016 года решением Заводского районного суда г. Кемерово Носков А.С. был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области на срок до 02.05.2017 года. 10.04.2017 года из консульства республики Казахстан в г. Омске поступил ответ о невозможности определения принадлежности Носкова А.С. к гражданству республики Казахстан.
Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив все представленные по делу доказательства, учитывая, данные о личности Носкова А.С., периоде его проживания не территории РФ, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживают близкие родственники Носкова А.С., его мама и брат, имеется жилое помещение для проживания и регистрации, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Носкова А.С., поскольку, реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Носкова А.С. на территории РФ, отсутствует.
Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Носкова А.С. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 25.07.2016 года №3962-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Носкова А.С. нарушает требования справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Носкова А.С., в связи с чем, распоряжение Министерства юстиции РФ от 25.07.2016 года №3962-рн подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Носкова Андрея Сергеевича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации - удовлетворить частично.
Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 25.07.2016 года №3962-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Носкова Андрея Сергеевича.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Носкову Андрею Сергеевичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2017 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Председательствующий: Крайнов О.Г.