Дело №2а-2233-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года г. Кемерово
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе:
председательствующего Крайнова О.Г.
при секретаре Отрадновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саркисова Григория Аветисовича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Саркисов Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ №39-рн от 11.01.2016 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Свои требования мотивирует тем, что 11.01.2016 года Министерством юстиции Российской Федерации в отношении него вынесено распоряжение №39-рн о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с тем, что он совершил преступление и отбывал наказание в местах лишения свободы. 11.02.2016 года он был освобожден по отбытии наказания в виде лишения свободы из ФКУ ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области. На основании указанного распоряжения о нежелательности пребывания и в соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ГУ МВД России по Кемеровской области 09.02.2016 вынесено решение о его депортации. Учитывая изложенное, после освобождения из ФКУ ЛИУ-21 11.02.2016 года он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области. После чего, на основании решения Заводского районного суда г. Кемерово срок его пребывания в данном учреждении продлевался. За период пребывания в ЦВСИГ исполнить решение о его депортации не представилось возможным. В соответствии с ответом Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации от 28.03.2016 № 51/10653 оформление свидетельства на возвращение в Грузию возможно только после подтверждения его личности (фотоидентичности) совершеннолетним гражданином Грузии, имеющим действительные документы, удостоверяющие личность. Однако ни в России, ни в Грузии нет таких людей. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности оформления его свидетельства на возвращение, а значит, его высылки из страны и влекут пожизненное содержание в ЦВСИГ, так как в распоряжении о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не содержится определенного срока его действия. На сегодняшний день он является лицом без гражданства, родился Грузии, в Россию приехал в июле 1993 года для постоянного проживания с женой - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения дочерью - ФИО2 и сыном - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по документу, удостоверяющему личность, паспорту гражданина СССР серии I-ТИ №, выданному ОВД Октябрьского райисполкома г. Тбилиси 15.03.1976 года. С этого времени пределы Российской Федерации он не покидал. Документ удостоверяющий личность и наличие гражданства, ни на территории Грузии ни на территории России не получал. Все его близкие родственники, жена дочь и сын, являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают в с. Дубовское, Дубовского района, Ростовской области. В России у него есть жилье. За пределами Российской Федерации у него никто не проживает, жилье отсутствует, все социальные связи на территория государства исхода утрачены. В ЦВСИГ он не имеет возможности работать видеть и общаться со своими близкими. Кроме того, он является инвалидом 3 группы, имеет ряд хронических заболеваний, в условиях содержания в ЦВСИГ он не может воспользоваться бесплатной плановой медицинской помощью, она может быть оказана ему только на платной основе. Также полагает, что признание нежелательным его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в настоящее время не является оправданной крайней необходимостью и соразмерной преследуемой цели мерой в связи с нижеследующим. В период своего пребывания в Центре он характеризуется положительно, что подтверждает характеристика из ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области от 02.06.2017 г. Ранее он уже обращался по вопросу обжалования распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решением Заводского районного суда г. Кемерово от 31.08.2016 ему было отказано в удовлетворении требований о признании распоряжения о нежелательности незаконным. В конце марта 2017 года он направил в Минюст России заявление о пересмотре указанного распоряжения. В апреле им получен ответ о том, что Минюст России полномочиями по отмене вынесенных распоряжений о нежелательности не наделен. В ответе на обращение ГУ МВД России по Кемеровской области по аналогичному вопросу было разъяснено о возможности их отмены именно в судебном порядке.
Просит распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Саркисова Г.А. от 11.01.2016 № 39-рн признать незаконным и отменить.
Административный истец Саркисов Г.А., находящийся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения его административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.
В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
Как установлено в судебном заседании, 06.03.2009 г. Зимовниковским районным судом Ростовской области 17.09.2014 г. Саркисов Г.А. был осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 231, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 232 УК РФ к 7 годам 3 месяцам лишения свободы.
Министерством Юстиции Российской Федерации 11.01.2016 г. вынесено распоряжение №39-рн о нежелательности пребывания (проживания) Саркисова Г.А. в Российской Федерации (л.д.4).
Указанное распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в виду того, что Саркисов Г.А. является иностранным гражданином, совершил преступления на территории Российской Федерации, чем создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из административного искового заявления следует, что он не оспаривает законность распоряжения на момент его принятия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции РФ от 11.01.2016 года №39-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Саркисова Г.А. принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, при наличии предусмотренных ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оснований, в соответствии с установленным порядком его принятия, без нарушения прав административного истца.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент вынесения распоряжения оно являлось законным и обоснованным, в связи с чем, требования о признании распоряжения Министерства юстиции РФ от 11.01.2016 года №39-рн незаконным удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Саркисов Г.А. просит восстановить ему пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного распоряжения.
При этом, как следует из расписки об ознакомлении с указанным распоряжением, Саркисову Г.А. было разъяснено о возможности обжалования распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в судебном порядке.
В суд с настоящим административным заявлением Саркисов Г.А. обратился 23.06.2017 года (л.д.2-3).
С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением о признании распоряжения от 11.01.2016 года №39-рн незаконным истек, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
Судом также установлено, что 11.01.2016 года Саркисов Г.А. был освобожден из ФКУ ЛИУ-21 ГУФСИН России по КО по истечении сроков уголовного наказания. 09.02.2016 года УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Саркисова Г.А. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 12.02.2016 года Саркисов Г.А. был помещен в специальное учреждение временного содержания до 11.04.2016 года. Срок пребывания Саркисова Г.А. в специальном учреждении продлевался решениями Заводского районного суда г. Кемерово.
Судом установлено, что 12.04.2012 г. УФМС России по Кемеровский области, в связи с отсутствием у Саркисова Г.А. документов, удостоверяющие гражданство направлен запрос в Секцию интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Российской Федерации об оказании содействия в установлении принадлежности к гражданству Грузии.
г. из Секции интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Российской Федерации направлен ответ о том, что процедура определения принадлежности лица к гражданству Грузии может быть начата в случае личного согласия гражданина на получение информации о его гражданстве и заполнения заявления на имя Агентства гражданского реестра Грузии. Заявление должно быть заполнено на Грузинском языке, однако из объяснения Саркисова Г.А. следует, что он не владеет им.
Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив все представленные по делу доказательства, учитывая, данные о личности Саркисова Г.А., периоде его проживания не территории РФ, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживают близкие родственники Саркисова Г.А., его жена, дочь и сын, имеется жилое помещение для проживания и регистрации, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Саркисова Г.А. поскольку, реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Саркисова Г.А. на территории РФ, отсутствует.
Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Саркисова Г.А. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 11.01.2016 года №39-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Саркисова Г.А. нарушает требования справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Саркисова Г.А., в связи с чем, распоряжение Министерства юстиции РФ от 11.01.2016 года №39-рн подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Саркисова Григория Аветисовича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации - удовлетворить частично.
Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 11.01.2016 года №39-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Саркисова Григория Аветисовича.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Саркисову Григорию Аветисовичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2017 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Председательствующий: Крайнов О.Г.