№ 2а-1836/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2017 г. г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.
при секретаре Киртьяновой А.С.
с участием представителя управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО7
представителя УМВД России по Хабаровскому краю ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания в Российской Федерации от 17.01.2017, вынесенного в отношении административного истца на основании ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с наличием у ФИО2 Ш.М. заболевания – туберкулеза.
Вместе с тем административный истец прошел курс лечения, источником инфекции не является и в настоящий момент не представляет опасности для окружающих в связи с чем просит признать незаконным решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания ФИО2 Ш.М. в Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец, извещенный по указанному в административном иске адресу о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (далее – Роспотребнадзор), извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменный отзыв не направил, доказательств уважительности причин неявки не предоставил.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Хабаровскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) ФИО7 требования административного иска не признала в полном объеме, представила письменные возражения, суду пояснила, что в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю поступила информация КГБУЗ «Туберкулезная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края о выявлении ФИО2 Ш.М., который болен туберкулезом. После получения необходимых подтверждающих документов материалы в отношении ФИО2 Ш.М. направлены в Роспотребнадзор для принятия решения на основании ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Считает вынесенное решение законным и обоснованным, просит суд отказать в удовлетворении административного иска. Дополнительно указала, что ФИО2 Ш.М. в браке с гражданкой Российской Федерации не состоит, на территории Российской Федерации семьи не имеет, в связи с чем, решение Роспотребнадзора не может рассматриваться как нарушающее право на уважение семейной жизни.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю ФИО8 требования административного иска не признала в полном объеме, представила письменные возражения, поддержала доводы представителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, полагала вынесенное решение Роспотребнадзора и дальнейшие действия УМВД России по Хабаровскому краю по аннулированию патента ФИО2 Ш.М. на основании принятого Роспотребнадзором решения законными и обоснованными. Просила суд отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель КГБУЗ «Туберкулезная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не предоставил, направил письменный отзыв по делу с приложением материалов истории болезни ФИО2 Ш.М.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. 10. п. 9 ст. 18 названного закона разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний утвержден приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н.
В соответствии с п. 1 названного Перечня туберкулез (А15-А19 по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) представляет опасность для окружающих и его наличие является основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с картой эпидемиологического обследования и наблюдения за очагом туберкулеза от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 Ш.М. выявлено заболевание А16.5 Экссудативный правосторонний плеврит туберкулезной этиологии левого легкого, МБТ (-).
Согласно информации КГБУЗ «Туберкулезная больница» ФИО2 Ш.М. до поступления в КГБУЗ «Туберкулезная больница» проходил лечение в КГБУЗ «Городская клиническая больница № 11» в терапевтическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего был переведен в КГБУЗ «Туберкулезная больница» для продолжения лечения.
В соответствии с медицинской картой стационарного больного № ФИО2 Ш.М. поступил во внелегочное отделение КГБУЗ «Туберкулезная больница» ДД.ММ.ГГГГ, провел в отделении 72 дня, прошел курс лечения с диагнозом А16.5 Экссудативный правосторонний плеврит туберкулезной этиологии левого легкого, МБТ (-), ДД.ММ.ГГГГ был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получил эффективный курс химиотерапии, переведен в 3 группу диспансерного учета ДД.ММ.ГГГГ, предписано обследование 2 раза в год в течение 2-х лет, снятие с учета в 2019 году.
ДД.ММ.ГГГГ подписано комиссионное Медицинское заключение № в котором содержится информация о наличии у ФИО2 Ш.М. инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих - А16.5 Экссудативный правосторонний плеврит туберкулезной этиологии левого легкого, МБТ (-).
ДД.ММ.ГГГГ Главным врачом КГБУЗ «Туберкулезная больница» подписано медицинское заключение № согласно которому в результате проведенного обследования на предмет наличия инфекционных заболеваний у обследуемого ФИО2 Ш.М. имеется заболевание: Туберкулезный плеврит без упоминания о бактериологическом и гистологическом подтверждении. А 16.5, которое главным врачом КГБУЗ «Туберкулезная больница» ДД.ММ.ГГГГ направлено руководителю управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по Хабаровскому краю на основании пп. 10. п. 9 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение № об аннулировании патента сер. 27 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Ш.М.
ДД.ММ.ГГГГ И.о. главного врача КГБУЗ «Туберкулезная больница» направила информацию в УФМС по Хабаровскому краю (наименование адресата следует из заголовка письма), что ФИО2 Ш.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время получает лечение в КГБУЗ «Туберкулезная больница» с диагнозом А 16.5 Экссудативный правосторонний плеврит туберкулезной этиологии, МБТ (-). Предположительный срок окончания лечения январь 2017 г.
ДД.ММ.ГГГГ Статс-секретарем – заместителем руководителя Роспотребнадзора вынесено Решение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики ФИО2, которое направлено в управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю и получено ДД.ММ.ГГГГ.
После получения решения от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ направило его копию в адрес управления по вопросам миграции ФИО1 по Хабаровскому края.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Туберкулезная больница» направило в адрес управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю информацию о результатах лечения ФИО2 Ш.М. согласно которой, ФИО2 Ш.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., находился на лечении в КГБУЗ «Туберкулезная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: стационарное лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и амбулаторное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом А 16.5 Экссудативный правосторонний плеврит туберкулезной этиологии, МБТ (-). Получил эффективный курс химиотерапии. Переведен в III группу диспансерного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая исследованные в судебном заседании обстоятельства и законность принятых административных решений уполномоченных органов суд приходит к следующим выводам.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включена в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199).
Согласно Инструкции о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 сентября 2010 г. N 336 Приложение N 1, в системе Роспотребнадзора решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации принимает руководитель Роспотребнадзора либо его заместитель, курирующий данное направление деятельности (п. 2).
Оспариваемое решение принято заместителем руководителя Роспотребнадзора, то есть уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
При выявлении оснований, указанных в ст. 25.10 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и относящихся к компетенции Роспотребнадзора, управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации: обеспечивает контроль за своевременной организацией и проведением полного комплекса противоэпидемических (профилактических) мероприятий по месту проживания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями, в соответствии с требованиями действующих нормативных и правовых документов, включая госпитализацию и лечение выявленных больных, дезинфекционные мероприятия, медицинское наблюдение за контактными, при необходимости химиопрофилактику среди контактных лиц (п. 3.1.); принимает меры по контролю за осуществлением соответствующими работодателями и (или) заказчиками работ (услуг), заключившими трудовой договор с иностранными гражданами, действий, направленных на своевременное проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий по месту проживания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в случае выявления у них инфекционных заболеваний (п. 3.2); готовит материалы, документально подтверждающие основания, указанные в ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ и относящихся к компетенции Роспотребнадзора, и проект решения о нежелательности пребывания (п. 3.3).
К данным основаниям относится выявление у иностранного гражданина либо лица без гражданства инфекционного заболевания, указанного в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации".
Документами, подтверждающими заболевания, являются медицинские справки (иные документы), выданные организациями здравоохранения или лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ), проводящими медицинское освидетельствование. Указанные документы рассматриваются в виде оригиналов либо их копий, заверенных уполномоченными лицами организаций здравоохранения либо ЛПУ, выдавшими данные документы (п. 3).
Принятие решения о нежелательности пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства переносится на время проведения лечения в следующих случаях: иностранным гражданином (лицом без гражданства) или его работодателем представлен договор с медицинским учреждением о проведении лечения до выздоровления (при выявлении инфекций, передающихся преимущественно половым путем) либо абациллирования (в случае туберкулеза) и финансовые документы, подтверждающие оплату лечения, либо иные документы, гарантирующие проведение лечения до выздоровления (абациллирования) п. 4.1); реализуются государственные, региональные, муниципальные и иные программы, в соответствии с которыми иностранный гражданин либо лицо без гражданства может и обязуется пройти курс лечения до выздоровления (при выявлении инфекций, передающихся преимущественно половым путем) либо абациллирования (в случае туберкулеза) (п. 4.2).
По окончании прохождения курса лечения иностранный гражданин или лицо без гражданства в течение 5 рабочих дней представляет в соответствующее управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации подписанный главным врачом либо заместителем главного врача ЛПУ, проводившего лечение, медицинский документ со сведениями о результатах лечения, заверенный печатью соответствующего ЛПУ (п. 5).
В судебном заседании не представлено доказательств направления административным истцом в управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю документов о прохождении лечения либо о его завершении.
Решение о нежелательности пребывания принимается Роспотребнадзором в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в п. 3.3 настоящей Инструкции (п. 8).Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после получения из Роспотребнадзора копии решения о нежелательности пребывания уведомляет в письменной форме (лицо, в отношении которого оно принято, в случае его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение заместителя руководителя Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № о нежелательности пребывания ФИО2 Ш.М. в Российской Федерации принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, при наличии предусмотренных оснований для его принятия, с соблюдением установленной процедуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на соответствующих должностных лиц, чьи действия оспариваются либо принявших оспариваемые постановления (решения).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 год) и пунктом 3 статьи 2 Протокола N 4 (1963 год) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 год) допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН), права, провозглашенные в Декларации, не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2).
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 Ш.М. является гражданином Республики Таджикистан, согласно миграционной карте прибыл в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ срок пребывания продлен до ДД.ММ.ГГГГ, на территории Российской Федерации супруга или детей, являющихся гражданами Российской Федерации или постоянно проживающих на территории Российской Федерации не имеет.
Доказательств нарушения своих прав, свобод и законных интересов ФИО2 Ш.М. в административном иске не указано и суду не представлено.
С учетом истечения срока законного пребывания ФИО2 Ш.М. на территории Российской Федерации, отсутствия у него каких-либо социальных связей, суд не усматривает нарушений прав административного истца принятым решением.
Само по себе несогласие с оспариваемым решением Роспотребнадзора и желание находиться на территории Российской Федерации не является основанием для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО3 о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания в Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2017 года
Судья А.В. Руденко