Дело № 2а-4303/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Назаровой Е.С.,
с участием представителя административных ответчиков Пименовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лалиева Р.Ф. к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Лалиев Р.Ф. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В обоснование административного иска указал, что в соответствии с распоряжением Министерства юстиции России от 04.07.2017 г. № 3334-рн в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
С данными решением не согласен. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Узбекской ССР. В 1994 году прибыл в Российскую Федерацию. Его дочь иное лицо и брат иное лицо ДД.ММ.ГГГГ г.р. граждане Российской Федерации, он же не смог оформить гражданство РФ по причине осуждения по приговору суда.
С 1994 года по 1995 год проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в 1998 году переехал <адрес>.
Распоряжение Минюста России о нежелательности принято без учета положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих право каждого на уважение его личной и семейной жизни, а также без учета того, что на территорию Российской Федерации он приехал в 1994 году, все близкие родственники проживают в России, и он с ними поддерживает тесную связь. С момента приезда в Россию полностью адаптировался к условиям жизни в Российской Федерации, русскому языку и культуре.
Согласно характеристике, данной администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, за время отбывания наказания имеет 2 взыскания в связи с нарушением порядка отбывания наказания, поощрений не имеет. Вину в совершении преступления по приговору суда признал частично. Связь с родственниками поддерживает путем переписки и свиданий.
Его пребывание на территории Российской Федерации не создает реальную угрозу общественному порядку, правам и свободам граждан Российской Федерации. Признание нежелательным пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, влекущее для него депортацию из России и невозможность последующего въезда на территорию Российской Федерации, где постоянно проживает мать и родные сестра, брат, дочь не является необходимой мерой, соразмерной преследуемой цели, и свидетельствует о необоснованном вмешательстве со стороны публичных властей в осуществление его права и уважение личной и семейной жизни.
Досудебный порядок урегулирования указанного спора не установлен федеральным законом.
Просит отменить распоряжением Министерства юстиции России от 04.07.2017 г. № 3334-рн.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство юстиции Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области.
Административный истец Лалиев Р.Ф. в судебное заседание не явился, отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, о дне рассмотрения дела извещен.
Представитель административных ответчиков Минюста России и Управления Минюста России по Ульяновской области Пименова О.В. в судебном заседании иск не признала, указав, что оспариваемое распоряжение законно и обосновано.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По мнению суда, административный иск не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Узбекской ССР. Прибыл в Российскую Федерацию в 1994 году.
В настоящее время Лалиев Р.Ф. признан лицом без гражданства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 7826.05.2016 Лалиев Р.Ф. осужден приговором мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска по ч. 1 ст. 119 УК РФ с учетом положений ст.ст. 70, 71 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колони строгого режима.
Ранее Лилиев Р.Ф. судим: приговором мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 10.02.2016 по ч. 1 ст. 119 УК РФ; приговором мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 23.10.2015 по ст. 317 УК РФ; приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21.09.2009 по ч. 1 ст. 111 УК РФ, с учетом постановления Димитровградского районного суда г. Ульяновска от 04.08.2011, к 3 годам 10 месяцам лишения свободы, освободился по отбытии срока 04.04.2013.
Министерством юстиции РФ 04.07.2017 на основании представления ФСИН России в отношении административного истца вынесено распоряжение №3334-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», которым признано пребывание (проживание) в Российской Федерации Лалиева Р.Ф., являющего лицом без гражданства, нежелательным.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 19, статья 21, части 1, и 2 статьи 38, часть 1 статьи 41, статья 46).
При этом, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 N199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с последним распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать, в том числе Министерство юстиции России.
Полномочия Министерства юстиции России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N1313.
Из вышеизложенного следует, что процедура рассмотрения вопроса о принятии оспариваемого истцом распоряжения в данном случае администраивным ответчиком Минюстом России соблюдена, распоряжение принято Минюстом России как органом, уполномоченным принимать такое решения, а также для вынесения оспариваемого решения имелись достаточные основания.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Так, Лалиев Р.Ф., находясь на территории Российской Федерации, совершил тяжкое преступление против личности, за что был осужден приговором суда к лишению свободы. После освобождения на путь исправления не встал и вновь совершил ряд преступлений, в том числе против личности. Указанные обстоятельства свидетельствует о явном пренебрежении Лалиевым Р.Ф. общепринятыми нормами и правилами социального поведения в Российской Федерации и его крайней общественной опасности.
Административный истец не имеет гражданства, места постоянного жительства.
Тот факт, что истец имеет близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих в России, не свидетельствует о том, что обжалуемое распоряжение ущемляет его право на уважение частной и семейной жизни, в связи со следующим.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемого распоряжения, поскольку наличие у лица без гражданства родственников, проживающих на территории Российской Федерации и отсутствие родственников в другом государстве, не освобождает его от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, а также не влечет в безусловном порядке признания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации нарушающим права административного истца, поскольку оно принято с соблюдением закона, уполномоченным органом государственной власти, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Более того, такие решения являются необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, служат цели предотвращения беспорядков или преступлений и направлены на охрану здоровья и защиты прав и свобод других лиц.
Соответственно, в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного иска Лалиева Р.Ф. к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.