8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации № 2а-1819/2017 ~ М-1567/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2А-1819-2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводский районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего Уфимцевой Н.А.

при секретаре Насибовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г. Кемерово    09.06.2017 года административное дело по административному исковому заявлению Джалиловой З.А. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения № 3580-рн от 31.10.2012 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Джалилова З.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжения № 3580-рн о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Требования мотивирует тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В 2000 году переехала для постоянного проживания в РФ. При переезде документы, удостоверяющие личность, были украдены. Жила в <адрес>, работала, гражданство РФ не оформила. В 2007 году была осуждена к наказанию в виде 8 лет лишения свободы. 31.10.2012 года Министерством юстиции РФ принято распоряжение № 3580-рн, в котором указано о нежелательности ее пребывания (проживания) в РФ до 31.08.2023 года. 31.08.2015 года в день освобождения из мест лишения свободы была помещена в СУВСИГ по Кемеровской области до исполнения решения о депортации. Постановлением Заводского районного суда г. Кемерово от 28.12.2016 года, вступившим в законную силу, судимость по приговору суда от 25.12.2007 года снята. Поскольку снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, сохранение действия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ нарушает нормы международного права, ее права. Кроме того указывает, что в РФ <адрес> проживают ее родственники – дочь, являющаяся гражданской РФ, сын и брат. После освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области намерена оформить гражданство РФ, проживать с детьми. В иностранных государствах родственников не имеет. Считает, что признание нежелательным ее пребывания (проживания) в РФ после снятия судимости не является необходимой мерой, поскольку отсутствуют достоверные данные, свидетельствующие о создании реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ в связи с ее пребыванием на территории РФ. Правовых оснований для исполнения распоряжения Министерства юстиции и депортации ее в республику Таджикистан на настоящий момент не имеется, в списках граждан <адрес> она не значится. Обстоятельства, послужившие основанием для вынесения распоряжения Министерства юстиции РФ № 3580-рн, отпали, в связи с чем оно подлежит отмене.

Просит признать незаконным распоряжение Министерства юстиции РФ № 3580-рн от 31.10.2012 года о нежелательности пребывания (проживания) в РФ ФИО1 с 07.01.2017 года и отменить его.

Одновременно ФИО1 подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска. В обоснование заявления указывает, что она не была уведомлена о возможности, порядке и сроках обжалования распоряжения Министерства юстиции РФ № 3580-рн от 31.10.2012 года. На момент вынесения распоряжения отбывала наказание в местах лишения свободы, о вынесенном распоряжении узнала в день освобождения из колонии – ДД.ММ.ГГГГ. На момент вынесения распоряжения меры для ее депортации не были приняты, в связи с чем не знала о правовых последствиях данного распоряжения. С момента помещения в ЦВСИГ ГУ МВД России по <адрес> по настоящее время у нее отсутствовала возможность отправки корреспонденции в связи с отсутствием возможности трудиться. В мае 2017 года получена правовая консультация, помощь в составлении и отправке заявления в суд. Кроме того, для подачи данного заявления необходимо было снять судимость по приговору суда.

Административный истец Джалилова З.А. извещалась о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заблаговременно, в судебное заседание не явилась, содержится в ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя по ордеру Князевой Е.С. (л.д. 29).

Представитель административного истца – адвокат Князева Е.С., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении требований. Суду пояснила, что 07.01.2017 года отпали фактические основания действия распоряжения № 3580-рн от 31.10.2012 года в связи со вступлением в законную силу постановления суда о снятии с Джалиловой З.А. судимости по приговору суда от 25.12.2007 года, в связи с чем просит признать оспариваемое распоряжение незаконным с 07.01.2017 года и отменить его.

Представитель административного ответчика - Министерства юстиции Российской Федерации извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заблаговременно, в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные возражения (л.д. 21-23).

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.

В соответствии с п. 2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.

В судебном заседании установлено, что приговором Болотнинского районного суда Новосибирской области от 25.12.2007 года Джалилова З.А. осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы.

Распоряжением Министерства юстиции РФ от 31.10.2012 года № 3580-рн признано нежелательным пребывание (проживание) в РФ Джалиловой З.А., гражданки <адрес>, сроком до 31.08.2023 года, она обязана покинуть территорию РФ, поскольку осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы, до осуждения незаконно находилась на территории РФ, ее пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, права и законным интересам граждан РФ (л.д. 11).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Указанные обстоятельства свидетельствуют том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции РФ от 31.10.2012 года № 3580-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Джалиловой З.А. принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, при наличии предусмотренных ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оснований, в соответствии с установленным порядком его принятия, без нарушения прав административного истца.

Кроме того, из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца, данных в судебном заседании, следует, что Джалилова З.А. не оспаривает законность распоряжения на момент его принятия.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент вынесения распоряжения оно являлось законным, обоснованным, в связи с чем требования о признании распоряжения Министерства юстиции РФ № 3580-рн от 31.10.2012 года незаконным не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как указывает Джалилова З.А., о принятом распоряжении она узнала в день освобождения из исправительного учреждения – 28.08.2015 года, иных сведений об ознакомлении с оспариваемым распоряжением суду не представлено

В суд с настоящим административным заявлением Джалилова З.А. обратилась 17.05.2017 года (л.д. 4-5).

С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения № 3580-рн от 31.10.2012 года истек, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

Судом также установлено, что по отбытии наказания 31.08.2015 года Джалилова З.А. освобождена из мест лишения свободы. 28.08.2015 года УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о депортации Джалиловой З.А. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 01.09.2015 года Джалилова З.А. помещена в специальное учреждение временного содержания до исполнения решения о депортации. Срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении продлевался решениями Заводского районного суда г. Кемерово. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 20.03.2017 года продлен срок пребывания гражданки республики Таджикистан Джалиловой З.А., подлежащей депортации, в ЦВСИГ ГУ МВД России по Кемеровской области, на срок до исполнения решения о депортации административного ответчика, но не более чем по 21.06.2017 года (л.д. 8-9).

Как следует из указанного решения суда, государство выезда для Джалиловой З.А. неизвестно. 18.10.2016 года, 06.02.2017 года в связи с отсутствием у Джалиловой З.А. документов, подтверждающих гражданскую принадлежность, ГУ МВД России по Кемеровской области были направлены повторные запросы в Генеральное консульство Республики Таджикистан в г. Екатеринбурге РФ для установления и подтверждения ее гражданства, ответ на которые не получен.

Согласно ответу Генерального консульства Республики Таджикистан в г. Екатеринбурге РФ от 24.08.2015 года, Джалилова З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках граждан Республики Таджикистан не значится (л.д. 10).

Постановлением Заводского районного суда г. Кемерово от 28.12.2016 года, вступившим в законную силу 10.01.2017 года, с Джалиловой З.М. снята судимость по приговору Болотнинского районного суда Новосибирской области от 25.12.2007 года (л.д. 7).

Как указано в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.» ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены либо пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например, вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение – оспорить его в порядке главы 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания в РФ) приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.

Учитывает снятие с Джалиловой З.А. судимости по приговору суда от 25.12.2007 года, данные о ее личности, указанные в постановлении Заводского районного суда г. Кемерово от 28.12.2016 года, а также принимая во внимание, как следует из заявления Джалиловой З.А., что на территории РФ проживают ее близкие родственники, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания (проживания) в РФ Джалиловой З.А., поскольку реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Джалиловой З.А. на территории РФ, отсутствует.

Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Джалиловой З.А. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Министерства юстиции РФ от 31.10.2012 года № 3580-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Джалиловой З.А. нарушает требования справедливости и соразмерности, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Джалиловой З.А., в связи с чем подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Джалиловой З.А. удовлетворить частично.

Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 31.10.2012 года № 3580-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Джалиловой З.А..

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:                                                       Н.А. Уфимцева

Мотивированное решение составлено 13.06.2017 года.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн