Дело № 2а-4312/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Кузнецовой Е.В., с участием представителя административного истца Новоселова В.П., представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Омской области Лавриновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
10 ноября 2017 года
материалы административного дела по административному иску Воробьева Е.В. к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Воробьева Е.В. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с указанными выше административными исковыми требованиями. Мотивируя обращение, Воробьева Е.В. указала, что она является гражданкой Республики Казахстан. 05.04.2013 года заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области принято решение №6141 о нежелательности ее пребывания (проживания) в Российской Федерации в с вязи с инфекционным заболеванием, представляющего опасность для окружающих. На основании принятого решения 08.08.2013 года пограничная служба ФСБ России уведомило ее о закрытии ей въезда в Российскую Федерацию. 11.09.2013 года Воробьева Е.В. встала на учет по месту жительства в <данные изъяты> где ей проведены два курса профилактического лечения. В последующем, на основании решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 24.01.2017 года, действие решения № 6141 было приостановлено, и Воробьева Е.В. въехала в Российскую Федерацию на три месяца. После курса специфической терапии она перестала быть опасной для окружающих. Однако решение № 6141 от 05.04.2013 года не позволяет ей въехать на территорию России, где проживает ее супруг и дети. Просит отметь решение Роспотребнадзора №6141 от 05.04.2013 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки Казахстана Воробьевой Е.В., исключить из автоматизированной системы учета сведения об этом решении, направить соответствующую информацию в Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности Службы контрразведки ФСБ России представление об отмене оспариваемого решения.
В судебном заседании административный истец Воробьева Е.В., будучи уведомленной о дате и месте рассмотрения заявленных требований участия не принимала.
Представитель административного истца Воробьевой Е.В. – Новоселов В.П., действующий по доверенности и обладая необходимыми полномочиями, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Омской области Лавринова Е.В. в судебном заседании требования не признала. Указала, что при подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих угрозу здоровью населения, подлежит отмене. Однако механизм отмены решения в настоящее время Правительством Российской Федерации не разработан.
Административный ответчик Роспотребнадзор, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежаще, своего представителя в суд не направил.
Заинтересованные лица ФСБ России, УФСБ России по Омской области, Пограничное Управление ФСБ России по Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством (статья 7 часть 2; статья 17 часть 2; статья 41 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель таким образом, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), основой которых является право на охрану государством здоровья граждан, может ограничить федеральным законом право на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации»).
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", а также положениями Инструкции о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденной Приказом Роспотребнадзора от 14 сентября 2010 г. N 336. Приказ был издан во исполнение Постановления N 199, а также в целях реализации требований ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Согласно ст. 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. действующей на момент принятия оспариваемого решения) если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 3 указанной выше Инструкции установлено, что при выявлении у иностранного гражданина инфекционного заболевания, указанного в перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 года N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации", руководитель Роспотребнадзора принимает решение о нежелательности пребывания данного иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
28.01.2013 Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении гражданки Республики Казахстан Воробьевой Е.В. принято решение № 6141 о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденное Руководителем Роспотребнадзора 05.04.2013 года (л.д. 5). В решении указано, что пребывание (проживание) Воробьевой Е.В. на территории РФ создает реальную угрозу здоровью окружающего населения по причине выявленного заболевания: <данные изъяты> Вышеназванное решение было принято на основании информации <данные изъяты>» № 01-01/1043 от 24.12.2012 года.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации № 5799 от 11.09.2013 года в рассмотренном деле соблюден.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 24.01.2017 года приостановлено действие решения Управлению Федеральной службе по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области № 6141 от 28.01.2013 года, утвержденное Руководителем Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека 05.04.2013 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки <адрес> Воробьева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения сроком на три месяца с момента вступления решения в законную силу, обязав Федеральную службу по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека сообщить о принятом судом решении в Федеральную Службу Безопасности России в срок не позднее 5 суток с момента вступления решения в законную силу.
Воробьева Е.В. въехала на территорию Российской Федерации и встала на учет в БУЗОО «<данные изъяты>» для прохождения Воробьевой Е.В. специфического лечения и медицинского освидетельствования в Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Подтверждение наличия или отсутствия инфекционных заболеваний осуществляется в рамках медицинского освидетельствования, проводимого в медицинской организации либо иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, независимо от организационно-правовой формы при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей соответствующие работы (услуги), за исключением случаев прохождения медицинского освидетельствования в целях получения документов, указанных в подпункте 5 пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(1), когда высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории субъекта Российской Федерации таких документов.
БУЗОО <данные изъяты> является такой организацией на территории Омской области. В соответствии со справкой от 24.07.2017 года, выданной БУЗОО «<данные изъяты>», Воробьева Е.В. состоит на учете с диагнозом № прошла полный курс специфической терапии, не опасна для окружающих. Ей выдано соответствующее медицинское заключение серии № от 24.07.2017 года об отсутствии у нее инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам или лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика России как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание страны - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1 часть 1; статья 7 часть 1); при этом принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану здоровья людей, государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 часть 2; статья 38 часть 1; статья 41).
Особая роль семьи в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная этим конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты семейных отношений, одним из принципов регулирования которых является приоритет семейного воспитания детей. Соответственно, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, должен принимать во внимание необходимость укрепления семьи, ее построения на чувствах взаимной любви и уважения, началах взаимопомощи и ответственности друг перед другом всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления ее членами своих прав.
В соответствии с абз. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"(ред. от 29.07.2017) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Между тем, до настоящего времени порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не определен.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантированы без какой бы то ни было дискриминации права на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и защиту от унижающего человеческое достоинство обращения, право на судебную защиту, а также права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 23, часть 1; статья 38, части 1 и 2; статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с требованиями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, пункт 2 статьи 2 которого обязывает государства гарантировать, что права, признаваемые в нем, осуществляются без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иных обстоятельств, к числу которых Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - орган Организации Объединенных Наций, осуществляющий надзор за соблюдением указанного Международного пакта, относит состояние здоровья.
Поскольку в настоящее время у Воробьева Е.В. отсутствует инфекционное заболевание, представляющее опасность для окружающих и являющееся основанием для отказа иностранным гражданам или лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, постольку решение Управления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области № 6141 от 28.01.2013 года, утвержденное Руководителем Федеральной службе по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека 05.04.2013 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки <адрес> Воробьева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежит отмене.
Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2010 N 336 (ред. от 26.01.2016) "О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" утверждена "Инструкция о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации". (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2010 N 18792).
Названный Приказ принят в целях реализации требований части 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", пункта 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан".
В соответствии с пунктом 12 Инструкции, Управление делами Роспотребнадзора в течение 5 рабочих дней с даты утверждения Руководителем Роспотребнадзора или его заместителем решения о нежелательности пребывания:
Вносит указанные сведения в журнал установленной формы (приложение N 2 к Инструкции) или автоматизированную систему учета решений о нежелательности пребывания.
Направляет представление о принятом решении о нежелательности пребывания в Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности Службы контрразведки ФСБ России.
Направляет копию решения о нежелательности пребывания в управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, представившее материалы.
В последующем Управление делами Роспотребнадзора осуществляет хранение оригинала и визовой копии решения о нежелательности пребывания в номенклатурном деле в установленном порядке.
Поскольку сведения о принятии решения от 05.04.2013 года о нежелательности пребывания гражданки <адрес> Воробьева Е.В. на территории России внесены в журнал установленной формы или автоматизированную систему учета Управлением делами Роспотребнадзора, постольку обязанность по внесению сведений о приостановлении действия этого решения лежит на Роспотребнадзоре в лице Управлением делами Роспотребнадзора.
Таким образом, административные исковые требования Воробьевой Е.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Отменить решение Управления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области № 6141 от 28.01.2013 года, утвержденное Руководителем Федеральной службе по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека 05.04.2013 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки <адрес> Воробьева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение суда является основанием для внесения сведений в автоматизированную систему учета решений о нежелательности пребывания.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья М.Л. Жидкова
В окончательной форме решение изготовлено 15 ноября 2017 года