Дело № 2а-2235/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Ушковой Е.С., с участием представителя административного истца Абдулловой З.Г., представителя административного ответчика Ситковой Е.В., заинтересованного лица Кузнецовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Государственного учреждения здравоохранения «<адрес> областная клиническая наркологическая больница» к Государственной инспекции труда в <адрес> области о незаконным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
ГУЗ «УОКНБ» обратилось к Государственной инспекции труда в <адрес> области с административным иском об отмене пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № взыскании с административного ответчика расходов на уплату государственной пошлины в размере 2000,00 руб.
В обоснование требований указывается, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в <адрес> области в адрес ГУЗ «УОКНБ» вынесено предписание № об устранении нарушений трудового законодательства.
С вынесенным предписанием в части пункта 1 (оплата за работу с ВИЧ- инфицированными пациентами) ГУЗ УОКНБ не согласно, просит отменить предписание в этой части.
Согласно предписанию (пункт 1) ГУЗ «УОКНБ» обязано произвести начисление оплаты за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами медицинскому работнику Кузнецовой Н.В. за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В медицинской организации действует Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ГУЗ «УОКНБ» (приложение № к коллективному договору).
Согласно приложению № Положения (Перечень структурных подразделений и должностей, работа в которых даёт право работникам учреждения на установление доплат в связи с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункт 4)), медицинским работникам, осуществляющим проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работой, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными, устанавливается доплата в размере 60 процентов к окладу (должностному окладу).
Из буквального толкования пункта 4 следует, что доплата в размере 60 процентов к окладу (должностному окладу) устанавливается за непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными.
При поступлении пациента в ГУЗ УОКНБ либо изначально известно про статус ВИЧ (например, пациенты, поступающие повторно), либо наличие/отсутствие у пациента заболевания устанавливается в обязательном порядке путем отбора крови и направления на соответствующее лабораторное исследование. Следовательно, в случае оказания медицинским работником пациенту со статусом СПИД или ВИЧ медицинской помощи (осмотр, консультация, иные медицинские услуги) доплата работнику выплачивается в обязательном порядке.
Административный истец принципиально не согласен с позицией Государственной инспекции груда о том, что доплаты должны осуществляться всем медицинским работникам, работающим в отделении. Во-первых, не все пациенты, поступающие в медицинскую организацию, имеют такие заболевания как ВИЧ или СПИД. Во-вторых, следует особо отметить, что передача ВИЧ может осуществляться только тремя способами: от матери к новорожденному; половым путем; через кровь. ВИЧ-инфекция не может передаваться воздушно-капельным путем. И доплаты всем медицинским работникам, как контактирующим с ВИЧ-пациентами так и не контактирующим с ними, в одинаковой мере, является своего рода дискриминацией.
Поскольку врач Кузнецова Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года не оказывала медицинскую помощь пациентам со статусом ВИЧ или СПИД, следовательно, доплата в размере 60 % ей установлена не была. Время работы медицинских работников со статусом ВИЧ, СПИД фиксируется в каждом отделении.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования, просил признать пункт 1 предписания Государственной инспекции труда в <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, взыскать с административного ответчика расходы на уплату государственной пошлины в размере 2000,00 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Абдуллова Г.З. поддержала уточненные требования.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Представитель административного ответчика Ситкова Е.В. просила в иске отказать, указала, что проводила проверку по обращению Кузнецовой Н.В., вынесла Предписание обоснованно, поскольку истец допустил нарушение трудовых прав работника.
Заинтересованное лицо Кузнецова Н.В. в удовлетворении административного иска просила отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Вр.и.о. заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в <адрес> области Самохина О.А. от ДД.ММ.ГГГГ с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении ГУЗ «УОКНБ» была назначена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки в отношении главного врача ГУЗ «УОКНБ» вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1 которого предписывает в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести начисление оплаты за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами Кузнецовой Н.В. за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 6 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу положений абз. 2 ст. 356 и абз. 6 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам и судами.
Следовательно, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, не может подменять собой судебные органы.
Из содержания пункта 1 оспариваемого предписания следует, что между работодателем и работником имеется индивидуальный трудовой спор, предписание обязывает административного истца произвести работнику начисление оплаты за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами за конкретные месяцы, при этом в табеле учета использования рабочего времени за эти месяцы не отмечено время работы Кузнецовой Н.В. по оказанию медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал за пределами предоставленных ему полномочий, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции. В связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2000,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Государственного учреждения здравоохранения «<адрес> областная клиническая наркологическая больница» к Государственной инспекции труда в <адрес> области удовлетворить.
Признать пункт 1 предписания Государственной инспекции труда в <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № об обязании произвести начисление оплаты за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами Кузнецовой Н.В. за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г.– незаконным.
Взыскать с Государственной инспекции труда в <адрес> области в пользу Государственного учреждения здравоохранения «<адрес> областная клиническая наркологическая больница» судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова