РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Варченко О.В.,
с участием представителя административного истца Чинагина В.В. Смолькиной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании (Иркутского государственного университета №), представителя административного ответчика управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Бондарович Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представившей диплом о высшем юридическом образовании (Сибирского института права, экономики и управления № ДД.ММ.ГГГГ), представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области Дубиковой А.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представившей диплом о высшем юридическом образовании (ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» №, председателя совета общины некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община» Джуракуловой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № по административному исковому заявлению Чинагина Виктора Валерьевича к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община» о признании незаконным решения (распоряжения) о государственной регистрации изменений, возложении обязанности аннулировать записи,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Чинагин В.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, просил суд признать незаконным решение (распоряжение) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации изменений, в учредительные документы юридического лица – некоммерческой организации «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община»; возложить обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области аннулировать записи, внесенные в ЕГРЮЛ на основании решения (распоряжения), Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области от 24.05.2017 и заявления, поданного Джуракуловой З.А.: о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы некоммерческой организации «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община»; о государственной регистрации изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община». В обоснование требований административный истец указал, что некоммерческая организация «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община» создана на основании решения учредителей – физических лиц в январе 2000 года, зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц. В настоящее время в связи со смертью нескольких членов общины членами общины являются 19 человек: Ж.Г.А., Ч.И.А., Ч.Н.А., Ч.И.А., Ч.Д.Н., М.Е.А., Ч.А.И., Д.В.Ю., Ш.А.Г., А.В.И., Л.С.А., Ч.В.В., Ч.Д.Н., Ч.Н.В., К.В.К., Ж.В.С., А.А.В., К.Т.К., Ч.И.В.. Председателем общины ДД.ММ.ГГГГ был избран Ч.В.В.. В июне 2017 года ему стало известно, что группой лиц в селе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание, названное внеочередным общим собранием членов некоммерческой организации «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община». По результатам проведенного собрания созданы документы – протокол внеочередного общего собрания и устав общины. Указанные документы переданы в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области для принятия решения (распоряжения) о проведении регистрационных действий. По мнению административного истца, собрание проведено с нарушением требований абз.абз. 3, 4 ч. 1 ст. 14, абз. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», п. 13.4 Устава общины, что свидетельствует о ничтожности принятых ДД.ММ.ГГГГ решениях. В связи с чем являются незаконными действия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области по принятию решения (распоряжения) о внесении изменений в сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ и связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община». Оспариваемые действия произведены с нарушением ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.ст. 17, 23), административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №). По мнению административного истца, оспариваемое решение нарушает его права, предусмотренные ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», такие как право участвовать в принятии решений общины, право участвовать в выборах органов управления общины и право быть избранным в эти органы.
В письменных возражениях начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Петрова О.В. требования не признала, мотивируя это тем, что при внесении изменений Управление действовали в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не обладает полномочиями по истребованию у организации документов, содержащих сведения о членах организации, в связи с чем проверить достоверность сведений об общем количестве организации не представляет возможным. Предусмотренных ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в регистрации не имелось, доказательств, что действиями Управления нарушены права административного истца, не представлено.
В письменных возражениях и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области Суханова Ю.А. требования не признала, мотивируя это тем, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в ЕГРЮЛ в отношении некоммерческой организации «Хандинская эвенкийская община» внесена одна запись, не связанная с внесением изменений в учредительные документы. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Другого порядка внесения исправлений в ГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание судом незаконным решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена некоммерческая организация «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община».
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец представил заявление об уточнении требований, в котором указал, что просительную часть указанного административного иска следует считать изложенной в следующей редакции: признать незаконным решение (распоряжении) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община»; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области внести запись о недействительности сведений, содержащихся в записи, внесенной ДД.ММ.ГГГГ по государственным регистрационным номером №.
В судебном заседании административный истец Чинагин В.В., извещенный о рассмотрении дела, отсутствовал, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Смолькиной Л.В.
Присутствовавшая в судебном заседании представитель административного истца Смолькина Л.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Бондарович Е.Ю. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной инспекции № 17 по Иркутской области Дубикова А.Л. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании председатель совета общины некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община» Джуракулова З.А. требования не признала, мотивируя это тем, что действия по регистрации были произведены на законных основаниях.
В соответствии со ст.ст. 151, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск Чинагина В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания таких обстоятельств, как 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений приведенной нормы закона, только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Учитывая, что оспариваемое распоряжение имело место 24.05.2017, с административным исковым заявлением Чинагин В.В. обратился 09.08.2017, установленный ст. 219 КАС РФ срок суд находит не пропущенным.
В силу ч. 2 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
В соответствии с п. 36 административного регламента (утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
В силу п. 43 административного регламента (утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455) протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, помимо сведений, указанных в п. 42, должен содержать: в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) - сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; 3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего Федерального закона; 6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; 7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; 8) в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного п. 8 ст. 13.1 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.
Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.
Исследованными документами подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области поступили документы для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации «Хандинская территориально-соседская эвенкийская община», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, - сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Так, в разделе «сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, – Ч.В.В., указана причина внесения сведений – прекращение полномочий, Джуракулова З.А. – возложение полномочий.
В соответствии с установленным п. 2 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 36 административного регламента (утв. приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455) заявителем были представлены следующие документы: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р14001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, протокол внеочередного общего собрания членов общины от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что распоряжением Управления министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община», указав сведения о следующем лице: председатель Совета общины – Джуракулова Зоя Алексеевна; направить в Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области соответствующие документы для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Оценивая доводы административного искового заявления о признании оспариваемого решения незаконным, суд, принимая во внимание, что на момент подачи заявления сведениями о недействительности представленного протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области не располагал, предусмотренных ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации изменений административный орган не установил, предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.
Доводы стороны административного истца о несоответствии п. 43 Административного регламента (утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455) представленного заявителем при обращении с заявлением протокола внеочередного общего собрания членов НО «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община», не влияют на выводы суда. Как следует из представленного в материалы дела протокола, в нем указано о присутствовавших членах общины (26 человек), указаны фамилия и инициалы присутствовавших, в том числе общее количество присутствовавших на собрании лиц (35 человек). Согласно уставу НО «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община» общее собрание (сход) членов общины считается правомочным при условии участия в нем не менее половины членов общины. Как следует из представленных материалов регистрационного дела НО «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ членами общины являлись 42 человека. В административном исковом заявлении указано, что в связи со смертью ряда членов общины общее количество ее членов составляет 19 человек.
Суд учитывает, что принятое административным органом распоряжение о регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации), прав административного истца участвовать в принятии решения общины, участвовать в выборах органов управления общины, быть избранным в эти органы, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», не нарушает.
То обстоятельство, что в настоящее время оспаривается решение общего собрания некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община», о невозможности рассмотрения требований Чинагина В.В. о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует. Суд учитывает, что установленный ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядок отражения изменений содержащихся в государственных реестрах сведений, предусматривает их сохранение, аннулирование записи не влечет. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Принимая во внимание, что только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ, оснований для признания оспариваемого Чинагиным В.В. распоряжения не имеется.
Поскольку судом обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого распоряжения, не установлено, требования административного истца о возложении обязанности на Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности сведений, содержащихся в записи, внесенное ДД.ММ.ГГГГ, под государственным регистрационным номером № удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
требования административного истца Чинагина Виктора Валерьевича о признании незаконным решения (распоряжения) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации «Хандинская соседско-территориальная эвенкийская община», возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности сведений, содержащихся в записи, внесенной ДД.ММ.ГГГГ, под государственным регистрационным номером № – оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ