8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о депортации № 2а-6131/2017 ~ М-5638/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

№ 2а-6131/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Уфа 16 августа 2017 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Сюткиной К. Ю.,

с участием административного истца Аманова С. А., представителя Давлетьярова Ф. А., на основании ордера,

при участии представителя административного ответчика Министерства Юстиции Российской Федерации – Хабибрахманова А. К., на основании доверенности,

представителя административного ответчика Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, МВД по Республике Башкортостан – Сарбаева Х. Р., на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Аманова С. А. о признании незаконным и отмене Распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации № 3776-рн от 12 июля 2016 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения УВМ МВД по РБ от 17.05.2017 года о депортации,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Аманов С. А. обратился в суд с названным административным исковым заявлением. В обоснование указано, что 12 июля 2016 года Министерством Юстиции Российской Федерации принято распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства. Решение принято без учета родственных связей Аманова С. А. с мамой, являющейся гражданской РФ, имеющей место жительства в РФ, братом ФИО17 ФИО6,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестрой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являющимися гражданами РФ. На территории Республики Туркменистан у них есть отец, однако с ним никаких отношений истец не поддерживает, у него другая семья, своего жилья там Аманов С. А. не имеет. В Российской Федерации Аманов С. А. проживает с 1998 года, все его родственники проживают в Российской Федерации, являются гражданами, кроме того Аманов С. А. также намерен получить гражданство Российской Федерации. Необходимо учитывать, что он с 1998 года выписан: Лебапский велаят, этрап Бирата, генгешлик Ходжалык, Республика Туркменистан. Его маме, на праве собственности принадлежит земельный участок и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> где Аманов С. А. до осуждения проживал, был зарегистрирован на законных основаниях. Доказательствами близких родственных отношений с ФИО2, ФИО10, ФИО1 является свидетельство о рождении, в графе мать указана ФИО2, в графе отец - ФИО3, а также копия свидетельства о расторжении брака 1-АР № между ФИО2 и ФИО3. Имеются также заявление на имя Начальника ФИО4 М.Н. от ФИО2 удостоверенное нотариально от 02.07.2004 года о согласии и просьбе регистрации ФИО5 по адресу: <адрес> ФИО4 района РБ <адрес>. Также предоставлено письмо от начальника отделения УФМС России по РБ в ФИО4 районе от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением на право подачи заявления о временном регистрации.

Из иска также следует, что для принятия оспариваемого распоряжения послужило то, что Аманов С. А. осужден 24.06.2014 года по приговору Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан по совокупности преступлений предусмотренных ч. 1 ст. 111, ч. 1. ст. 119, ч. 2 ст. 167 УК РФ, является лицом без гражданства, и его пребывание на территории РФ якобы создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Однако, в период отбывания наказания Аманов С. А. неоднократно поощрялся, был трудоустроен, к требованиям установленного порядка отбывания наказания относился сознательно, характеризовался положительно, поддерживает отношения с матерью и другими родственниками, вину признал полностью, раскаялся. То есть проявляет устойчивую направленность на исправление, в связи с чем не представляет угрозы общественном порядку. Применение депортации не оправдано крайней необходимостью, исполнение оспариваемого распоряжения может привести к разлучению с семьей и близкими родственниками, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни.

В связи с пропуском срока обжалования распоряжения Минюста РФ, просит восстановить пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок для подачи заявления в суд, поскольку не был уведомлен о возможности, сроках и порядке обжалования распоряжения, копию данного распоряжения не получил, отбывал наказание в местах лишения свободы и был ограничен в возможности получения квалифицированной юридической помощи для своевременного обращения с заявлением в суд. При решении вопроса о пропуске срока обжалования распоряжения Минюста РФ - 12.07.2016 г. прошу также учесть, что вышеуказанное распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации повлекло для меня правовые последствия только после освобождения от отбывания наказания, а именно 17.05.2017 года, когда он вновь был лишен свободы с помещением в спецприемник. Оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации не содержит разъяснение о порядке, сроках его обжалования. Административный истец просил: признать решение Министерства юстиции Российской Федерации от 12.07.2016 № 3776-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решение УВМ МВД РБ от 17.05.2017 о депортации, незаконными, отменить. Освободить Аманова С. А. из Центра временного содержания иностранных граждан.

Административный истец, представитель административного истца в суде поддержали доводы административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Министерства Юстиции Российской Федерации – Хабибрахманова А. К. в судебном заседании заявленные требования не признал, в удовлетворении административного искового заявления просил отказать за необоснованностью.

Представитель административного ответчика УВМ МВД России по Республике Башкортостан – Сарбаева Х. Р. суду пояснил, что запрос в отношении Аманова в посольство сделан, ответ не поступил также и при посещении сотрудником УВМ посольства лично, отсутствуют сведения, что он является гражданином какого-либо государства, исполнить или отменить решение о депортации не могут. Вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии с абз. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Согласно п. 3 ст. 27 указанного Закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в отношении Аманова С. А. вынесено распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2016 года № 3776-рн О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Приговором Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от 24.06.2014 года Аманов С. А. осужден по совокупности преступлений предусмотренных ч. 1 ст. 111, ч. 1. ст. 119, ч. 2 ст. 167 УК РФ к 3 годам лишения свободы.

17.05.2017 года МВД по Республике Башкортостан утверждено решение о депортации лица без гражданства Аманова Сулеймана Атаджановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

17.05.2017 г. лицо без гражданства Аманов С.А. освобожден из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан.

Решением Кировского районного суда города Уфы от 19 мая 2017 года по делу № 2а-4241/2017 решено о помещении Аманова С. А. в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по РБ до исполнения решения о депортации.

Названным решением установлено, что Аманов С. А. имеет родственников граждан России, проживающих на территории РФ.

Опрошенные в суде свидетели при рассмотрении указанного дела № 2а-4241/2017, дали следующие объяснения.

Свидетель Аманов М. А. (гражданин России) суду пояснил, что является родным братом ФИО5 Аманов М. А. приехал в Россию в 1989, мать после развода с отцом в 1988 году, Аманов М. А. после окончания школы. Брат приехал в 1998 году. Все жили в Мечетлинском районе Паспорт Аманов М. А. оформил заранее так как внимательно относился к документам. С паспортом СССР раньше в деревнях не обращали внимание, Аманов М. А. часто был в разъездах, поэтому пришлось сразу паспорт поменять, а брату в деревне, не важно было.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Свидетель Аманова М. Х. (гражданка России) суду пояснила, что является матерью, в 1988 году приехала в Мечтлинский район РБ, так как там родилась, училась окончила 8 классов, потом работала в колхозе. В 1981 году уехала в Туркменистан к двоюродной сестре, вышла замуж, родились дети, потом после развода приехала в Башкирию, потом в 1998 году приехал и сын ФИО5, жили все вместе, имеется дом в Малоустикинске, сейчас могут и хотят его принять, просят не помещать его.

Данные сведения также подтверждаются представленными суду письменными документами, в том числе, копией свидетельств о рождении, копией паспорта, письмом начальника отделения УФМС России по РБ в Мечетлинском районе от 07.05.2010 года с разъяснением на право подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание.

Таким образом, из указанного следует, что административный истец Аманов С. А. проживает в России с 1998 года, в России проживает мать и брат административного истца, мать и брат заявителя являются гражданами Российской Федерации, и проживают на территории Российской Федерации на законных основаниях. Близких родственных связей в Республике Туркменистан нет.

Принятие органом государственной власти соответствующего решения в отношении иностранного гражданина о не разрешении ему въезда в Российскую Федерацию по указанному основанию должно быть обоснованным.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится семья (ч. 1 ст. 38).

С учетом вышеуказанных положений Конституции Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, из смысла которых следует, что при решении компетентными органами определенного государства вопросов, касающихся нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории этого государства, гуманитарные соображения, в том числе такие как недопустимость разрыва семьи, должны превалировать над экономическими.

Таким образом, меры государственного принуждения и ограничения, применяемые в области миграционного законодательства, могут затрагивать права как иностранного гражданина или лица без гражданства, так и членов его семьи.

Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания в Российской Федерации не является мерой соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц. Исполнение оспариваемого решения может привести к разлучению заявителя с семьей, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни заявителя.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержден приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171.

ФСИН России в Минюст России в отношении заявителя было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Таким образом, оспариваемые Распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации № 3776-рн от 12 июля 2016 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение УВМ МВД по РБ от 17.05.2017 года о депортации вынесено в соответствии с компетенцией органа государственной власти, основания доя признания их незаконными отсутствуют.

Учитывая, что сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, а также данных, указывающих на то, что лицо без гражданства может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации не имеется, наличие распоряжения о нежелательности пребывания Аманова С. А. на территории Российской Федерации и решения о его депортации не могут служить достаточными основаниями для нахождения в спецучреждении, так как не представляется возможным определить, когда Аманов С. А. будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации. Пребывание Аманова С. А. в условиях спецучреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а так же нормам международного права (статей 3, 9, 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункта «а» части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года).

Административным истцом заявлена просьба о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из иска следует, что о нарушении своих прав административный истец узнал 17 мая 2017 года, когда освободился из мест лишения свободы, но был помещен в центр временного содержания иностранных граждан.

С административным иском административный истец обратился в суд 24 июля 2017 года.

При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает срок на обжалование подлежащим восстановлению.

Руководствуясь статьями 175-180, 188 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административный иск Аманова С. А. – удовлетворить частично.

Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № 3776-рн от 12 июля 2016 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерациио лица без гражданства в отношении Аманова Сулеймана Атаджановича - отменить, Решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от 17.05.2017 года о депортации Аманова Сулеймана Атаджановича - отменить.

В части требований о признании незаконными Распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации № 3776-рн от 12 июля 2016 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения УВМ МВД по РБ от 17.05.2017 года о депортации - отказать.

Прекратить содержание Аманова Сулеймана Атаджановича в центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Башкортостан, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гурьевская, 41В.

Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято 16.08.2017.

Судья          Соколова И. Л.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн