Дело № 2а-6098/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Лемякиной В.М.,
при секретаре Васильевой С.А.
с участием помощника прокурора Центрального района Волгограда – Карташова Д.М.,
представителя административного ответчика – Заставной А.Е, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Заставной А.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по административному иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района Волгограда обратился с настоящими требованиями в обоснование указав, что прокуратурой совместно с госинспектором дорожного надзора ГИБДД УМВД России по Волгограду проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Центрального района г. Волгограда, в ходе которой установлено следующее:
внутриквартальный проезд к жилому дому №... по ... ... и проезд (подъезд) к жилым домам №№...,№... по ... ... имеет многочисленные повреждения на покрытии проезжей части в виде ям, просадок и выбоин:
- асфальтобетонное покрытие проезжей части внутриквартального проезда ... ... в границе жилого ... имеет множественные дефекты в виде ям, выбоин, просадок, размеры которых составляют 218см*125см*9см; 244см*84см*10см;
- асфальтовое покрытие проезда (подъезда) к жилым домам №№...,№... по ... ... имеет многочисленные ямы и выбоины, размеры отдельных выбоин составляют 126см*80см*9см; 65см*40см*6см;
- на указанных участках имеет место просадка люков смотровых колодцев относительно уровня дороги более 2см, а также разрушение открытой поверхности отдельных бортовых камней глубиной более 3см и более 20% по площади.
Размеры данных дефектов превышают допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Поскольку осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления, прокурор настаивает на возложении на администрацию Волгограда обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем принятия мер к ремонту ям, просадок и выбоин на покрытии внутриквартального проезда по ... ... в границе жилого ..., а также проезда (подъезда) к жилым домам №№... по ... ...;
обязать администрацию Волгограда заменить бортовые камни, имеющие разрушения открытой поверхности глубиной более 3см и более 20% по площади внутриквартального проезда по ... ... в границе жилого ..., а также проезда (подъезда) к жилым домам №№...,№... по ... ...;
обязать администрацию Волгограда устранить просадку люков смотровых колодцев на внутриквартальном проезде по ... ... в границе жилого ..., а также проезде (подъезде) к жилым домам №№...,№... по ... (....
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, а действующим законодательством запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. К полномочиям администрации Волгограда относится организация объектов дорожного хозяйства и осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией объектов дорожного хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности Волгограда, поэтому понуждение к осуществлению замены бортовых камней и устранению просадок люков на внутриквартальном проезде незаконно. К полномочиям администрации Волгограда также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Полномочиями по осуществлению ремонта внутриквартальных проездов и прилегающей территории к многоквартирным жилым домам наделяются собственники общего имущества многоквартирных домов или управляющие организации путем заключения договора о содержании ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы. Полагала, что бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомового проезда законом возложено на собственников помещений в многоквартирном доме.
Заинтересованное лицо УМВД России по г. Волгограду в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, сведений об уважительной причине своей неявки суду не предоставило.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 года № 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения», - обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорого местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.1,4 ст. 17 Закона).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В данном случае, судом установлено, что собственником указанной дороги является администрация Волгограда.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления.
Основным документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог является ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улица. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, который признан национальным стандартом. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 3.1. ГОСТ Р 50597-93- 3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п.3.1.10 ГОСТ Р 50597-93, люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
В соответствии с п. 4.4.5 ГОСТ Р-50597-93, - отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Центрального района Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД УМВД России по Волгограду 03.08.2017 проведена проверка с выходом на место. Установлено, что на внутриквартальном проезде к жилому дому №... по ... ... имеет многочисленные повреждения на покрытии проезжей части в виде сетки трещин, ям, просадок и выбоин:
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78- по дине более 15см, ширине 60см, глубине 5см;
- размеры отдельных выбоин по ... в районе проезда (подъезд) к жилому дому №... составляют 218см*125см*9см; 244см*84см*10см;
- просадки люков смотровых колодцев относительно уровня дороги более 2см;
- разрушение открытой поверхности отдельных бортовых камней более 20% по площади.
04.08.2017 прокуратурой Центрального района Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД УМВД России по Волгограду проведена проверка с выходом на место. Установлено, что проезд (подъезд) к жилым домам №№... по ... ... имеет многочисленные повреждения на покрытии проезжей части в виде сетки трещин, ям, выбоин:
- по длине более 15см, ширине 60см, глубине 5см;
- размер отдельных выбоин по ... ... в районе расположения домов №№...,№... составляют 126см*80см*9см; 65см*40см*6см;
- просадка люков смотровых колодцев относительно уровня дороги более 2см;
- разрушение открытой поверхности отдельных бортовых камней глубиной более 20% по площади.
Указанные размеры превышают предельно допустимые нормы ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Указанные недостатки зафиксированы в актах по результатам проведенной прокуратурой Центрального района г. Волгограда проверки от 03.08.2017 и от 04.08.2017.
Ответчиком и заинтересованными лицами наличие выявленных повреждений асфальтобетонного покрытия не оспаривается.
Судом установлено, что недостатки содержания дорог были выявлены должностным лицом дорожного надзора в ходе исполнения своих повседневных должностных обязанностей. Выявленные недостатки превышают предельно допустимые параметры предусмотренные ГОСТ Р 50597-93.
Содержащаяся в актах информация подтверждается фототаблицами.
Недостатки дорожного покрытия малого проезда по ... г... возле домов №... и №... были выявлены прокуратурой ранее, а именно в апреле 2017. В связи с чем прокуратурой Центрального района Волгограда в адрес руководителя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда внесено представление от 06.04.2017. Однако, до настоящего врмени недостатки не устранены.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденному Постановлением Главы администрации от 16.10.2008 № 2143 (в ред. ДД.ММ.ГГГГ), ... и ... относятся к улицам и дорогам местного значения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», - 1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Суду не предоставлены доказательства того, что земельные участки на котором расположены многоквартирные дома №№... в по ... и №... по ... в ... поставлены на кадастровый учет, сформированы для эксплуатации указанных многоквартирных домов с указанием границ придомовой территории не сформированы.
Согласно п.п. е. п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, - в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фронда», благоустройство дворовых территорий включает в себя замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок.
Поскольку сведения о том, что земельные участки для эксплуатации указанных многоквартирных жилых домов на настоящее временя сформированы, кадастровые работы в отношении них проведены не предоставлены, указанные в иске участки дороги не могут быть отнесены к общедолевой собственности собственников помещений многоквартирных жилых домов как элемент благоустройства.
Суд расценивает приведенные прокурором указанные выше доказательства, как объективные, убедительные и достоверные.
Согласно п. 4.1.2. Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 № 79/2436, - благоустройство территории Волгограда заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих: 2) благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства.
С учетом данного обстоятельства суд считает, что требования являются обоснованными. Непринятие администрацией Волгограда надлежащих мер в указанной сфере не только является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда, кроме того, бездействием ответчика нарушаются правила благоустройства территории городского округа Волгоград.
Следовательно, администрацией Волгограда не приняты в полной мере действия по организации безопасности дорожного движения.
При таких данных, суд считает требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Волгограда по устранению нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом характера спорных правоотношений, а также требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, суд считает необходимым установить администрации Волгограда срок для исполнения настоящего решения суда в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
требования прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем принятия мер к ремонту ям, просадок и выбоин покрытия внутриквартального проезда по ... ... в границе жилого ..., а также проезда (подъезда) к жилым домам №... и №... по ... ... в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность принять меры к замене бортовых камней, имеющих разрушения открытой поверхности более 3см и более 20% по площади внутриквартального проезда по ... ... в границе жилого ..., а также проезда (подъезда) к жилым домам №... и №... по ... ... в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность принять меры к устранению просадки люков смотровых колодцев на внутриквартальном проезде по ... ... в границе жилого ..., а также проезда (подъезда) к жилым домам №... и №... по ... ... в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 25.09.2017.
Судья - ... В.М. Лемякина