8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2а-747/2017 ~ М-5687/2016

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №2а-747/2017

Поступило в суд 19.12.2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2017 года                                           г. Новосибирск

                       Заельцовский районный суд г. Новосибирска

                                                 В         с о с т а в е:

Председательствующего                                       Н. Е. Кузнецовой,

С участием представителей сторон                  С.В.Комарова,

                                                                                 В.И. Горетой,

При секретаре                                                         Е.Ю. Маниной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Латипова Х. М. к ГУ МВД России по НСО Управление по вопросам миграции о признании решения ГУ МВД России по НСО от xx.xx.xxxx года об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке незаконным и отмене,

УСТАНОВИЛ:

Латипов Х.М. обратился в суд с административным иском в ГУ МВД России по НСО Управлению по вопросам миграции о признании решения ГУ МВД России по НСО от xx.xx.xxxx года об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке незаконным и отмене, в обоснование которого указал следующее.

Административный истец прибыл из Таджикистана в Российскую Федерацию и постоянно проживает на территории Российской Федерации. Факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации с xx.xx.xxxx года по xx.xx.xxxx года установлен решением __ от xx.xx.xxxx года. Зарегистрирован и проживает по адресу: г. Новосибирск, ..., д.__ кв.__ с xx.xx.xxxx года по xx.xx.xxxx года.

xx.xx.xxxx года истец подал заявление о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином РФ о приеме в гражданство РФ о чем получил соответствующую справку.

Узнал истец о нарушении своего права на получение гражданства лишь xx.xx.xxxx года.

Так xx.xx.xxxx года на приеме у сотрудников УФМС истцу было сообщено, что его заявление отклонили на основании п.А ч. 1 ст. 16 ФЗ от 31.05.2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Истец никогда не выступал за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, не создавал угрозу безопасности РФ, к административной, уголовной ответственности он никогда не привлекался, установленный законодательством режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации не нарушал, принятое решение является необоснованным.

В связи с отсутствием решения истец был вынужден направить в ГУ МВД России по НСО в Управление по вопросам миграции заявление с просьбой разъяснить причины отказа в предоставлении гражданства, на что он получил ответ от xx.xx.xxxx года за __

С целью приобретения гражданства Российской Федерации xx.xx.xxxx года истец обратился в Управление по вопросам миграции в УМВД России г. Новосибирска с полным пакетом документов, оформленных надлежащим образом.

Основания для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ не являются четкими и обоснованными, а также не доведены до заявителя в полном объеме.

Просил суд решение ГУ МВД России по НСО от xx.xx.xxxx года об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке признать незаконным и отменить.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.44).

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования и доводы, указанные в нем поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, указанные в письменном отзыве на исковое заявление в котором со ссылкой на ст. 11, ст. 14, п.8 ст. 30 ФЗ РФ «О гражданстве РФ», п.17.4 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 года за №64, п.п. 36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года №1325, указали, что в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

Решение об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.

Таким образом, при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в соответствии с п.п.36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года № 1325, у УФМС России по НСО имелись основания для принятия решения об отказе в приеме истца в гражданство Российской Федерации.

По результатам согласования с УФСБ России по НСО вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации Латипова Х.М. не согласован на основании п. «а» ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О гражданстве РФ».

В связи с чем, принято решение об отказе в приеме истца в гражданство Российской Федерации. К компетенции миграционной службы (управления по вопросам миграции ГУ МВД России по НСО) не отнесена проверка правильности и обоснованности решения органов федеральной службы безопасности по оценке или переоценке деятельности иностранного гражданина по вопросу представления угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Просили суд Латипову Х.М. в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.31-32).

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст. 219 КАС РФ).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). (ч.8, ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается, в частности: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Статьей 14 указанного Федерального закона предусмотрены условия приема в гражданство в упрощенном порядке. В частности, согласно части 2 указанной статьи Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

В силу части 4 указанной статьи Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Согласно части 2.1 ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; б) имеют законный источник средств к существованию; в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Главой VIII.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся, в частности: дееспособные лица, состоявшие на 05 сентября 1991 года в гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 01 ноября 2002 года, не приобретшие гражданство Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве ( пункт «а»). при этом согласно ч. 1 ст. 41.3 названного Федерального закона лица, указанные в части первой статьи 41.1 Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом «а» ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации.

В силу ст. 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляю следующие полномочия, в частности, проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Согласно п.п. 36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок. Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 года №64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Согласно п.п. 17.4-17.6 Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в пунктах 16.3-16.4 Административного регламента. Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре. При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления.

Оформленное решение подлежит согласованию в ФМС России с руководителем структурного подразделения ФМС России, а затем утверждению заместителем директора ФМС России, а затем утверждению заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности; в территориальном органе подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа.

Судом установлено:

xx.xx.xxxx года Латипов Х.М. обратился в УФМС России по НСО с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании ст. 14 ч. 2 п «б» ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации», данное заявление зарегистрировано за __ (л.д.45-49).

К заявлению было приложено свидетельство о заключении брака между Латиповым Х.М. и <данные изъяты> Л.П., заключенного xx.xx.xxxx года (л.д.50).

Решением инспектора ОВГ ГУ МВД России по НСО от xx.xx.xxxx года заявление Латипова Х.М. о приобретении гражданства Российской Федерации отклонено в соответствии с п. «а» части 1 статьи 16 ФЗ РФ от 31.05.2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (63-64).

Указанное решение мотивировано тем, что заявление Латипова Х.М. о приеме в гражданство Российской Федерации не согласовано решением УФСБ России по Новосибирской области на основании п. «а» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации Управление по вопросам миграции УВМ ГУ УМВД России по НСО направило заявление Латипова Х.М. о приеме в гражданство Российской Федерации для согласования в Управление Федеральной службы безопасности России по Новосибирской области, согласно решению которого вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации Латипова Х.М. не согласован на основании п. «а» ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации».

В силу ст. 1 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» от 03 апреля 1995 года задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на Федеральную службу безопасности Российской Федерации».

В соответствии с п. «р» ст. 12 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» органы Федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения Российской Федерации, в соответствии с п.п. 36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года за №1325, у Управления по вопросам миграции УВМ ГУ МВД России по НСО имелись основания для принятия решения об отказе в приеме заявителя в гражданство Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 15 апреля 2016 года за №192, к числу полномочий управления не отнесена проверка правильности и обоснованности решения органов федеральной службы безопасности по оценке или переоценке деятельности иностранного гражданина по вопросу представления угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы Латипова Х.М., указанные в исковом заявлении, являются не обоснованными, основанными на неверном понимании норм материального права, разграничении полномочий между Управлением ФСБ России по НСО и Управления по вопросам миграции МВД России по НСО.

Разрешая заявленные Латиповым Х.М. требования, на основании указанных выше норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по НСО от xx.xx.xxxx года, поскольку оно принято в пределах предоставленных полномочий, на основании заключения компетентного органа о наличии оснований, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Латипова Х. М. к ГУ МВД России по НСО Управление по вопросам миграции о признании решения ГУ МВД России по НСО от xx.xx.xxxx года об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке незаконным и отмене - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Заельцовский районный суд г. Новосибирска в течение месяца с даты подготовки решения в окончательной форме.

Дата подготовки решения в окончательной форме 03 марта 2017 года.

Председательствующий       судья                               Н. Е. Кузнецова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн