Дело № 2а-5551/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Зарипова Р.А. к Управлению Росреестра по РТ, государственному регистратору Гульмановой Н.Ш. об оспаривании решения, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Зарипов Р.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ №; возложении обязанности зарегистрировать за административным истцом право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 054 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что 07 февраля 2017 года административный истец обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 1 054 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок был передан в собственность административному истцу на основании государственного акта №, выданного на основании постановления главы Администрации Лаишевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена Управлением Росреестра по РТ для получения дополнительных документов и сведений в подтверждение подлинности и достоверности представленных на регистрацию документов. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Земельный участок был предоставлен Зарипову Р.А. на основании государственного акта, поставлен на государственный кадастровый учет под номером №. До обращения в Управление Росреестра по РТ с вышеуказанным заявлением административный истец самостоятельно обращался в архив Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ, где ему был выдан дубликат постановления № от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о том, что прилагаемые к постановлению списки граждан отсутствуют. Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что согласно ответу на запрос государственного регистратора предоставлен дубликат вышеуказанного постановления с отметкой о том, что прилагаемые к постановлению списки граждан отсутствуют. С приостановлением осуществления государственной регистрации и отказом в государственной регистрации административный истец не согласен, так как в соответствии с положениями действующего законодательства от заявителя не требуется предоставления в орган регистрации каких-либо иных документов помимо государственного акта о праве собственности на землю. Кроме того, в уведомлении об отказе в государственной регистрации ошибочно указаны сведения, не относящиеся к заявленному административным истцом земельному участку.
В судебное заседание административный истец не явился, его представитель заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласился.
Административный ответчик – государственный регистратор Управления Росреестра по РТ Гульманова Н.Ш., привлеченная к участию в деле судом, в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 38, 41)
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что 07 февраля 2017 года административный истец обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 054 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве основания для регистрации им представлены государственный акт № и архивная копия № от ДД.ММ.ГГГГ постановления Администрации Лаишевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно вышеуказанной архивной копии постановления, по ходатайству администрации и профсоюзного комитета Республиканской клинической больницы из земель, отведенных Республиканской клинической больнице под индивидуальное жилищное строительство постановлением Кабинета министров Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность гражданам под индивидуальное жилищное строительство, согласно прилагаемого списка, предоставлены земельные участки. Комитету по земельным ресурсам надлежит выдать гражданам государственные акты о праве собственности на землю.
В соответствии с государственным актом № Зарипову Р.А. на основании постановления главы Администрации Лаишевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок, площадью 1 054 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Росреестра по РТ Гульмановой Н.Ш. на срок до ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление государственной регистрации права на земельный участок, в связи с направлением запросов в архивный отдел Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ и Палату земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района РТ.
Согласно ответу председателя Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также книги регистрации и выдачи государственных актом относятся к Государственному фонду данных и находятся на хранении в Управлении Росреестра по РТ. В архиве Палаты какая-либо информация отсутствует.
В ответ на запрос государственного регистратора Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ представлена архивная копия от ДД.ММ.ГГГГ №/исх вышеуказанного постановления Администрации Лаишевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков в собственность гражданам под индивидуальное жилищное строительство из земель, отведенных Республиканской клинической больнице, согласно прилагаемого списка. Сам список граждан не представлен.
Согласно уведомлению государственного регистратора Управления Росреестра по РТ Гульмановой Н.Ш. № от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Мотивировано решение тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности прилагаемый к постановлению Главы администрации Лаишевского района № от ДД.ММ.ГГГГ список граждан, которым выделены земельные участки.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; … 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 4 и части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пунктами 5 и 6 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, в соответствии с положениями действующего законодательства основанием для государственной регистрации права собственности на заявленный земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (29 октября 2001 года) является акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.
Каких-либо выводов, свидетельствующих о том, что представленный на регистрацию государственный акт выдан не полномочным органом, оспариваемое решение не содержит.
Второй экземпляр государственного акта № о предоставлении Зарипову Р.А. в собственность земельного участка хранится в архиве Управления Росреестра по РТ, что подтверждается ответом на запрос суда заместителя руководителя Управления Росреестра по РТ ФИО5 и представлением заверенной копии государственного акта.
Однако вопрос наличия в архиве Управления Росреестра по РТ второго экземпляра государственного акта не был исследован государственным регистратором Гульмановой Н.Ш. при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Более того, указанный государственный акт содержит ссылку на постановление Администрации Лаишевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ и все необходимые реквизиты предоставляемого земельного участка: местонахождение, номер земельного участка, площадь, вид права.
Вышеуказанным обстоятельствам государственным регистратором также оценка не дана.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации принято государственным регистратором необоснованно и подлежит признанию незаконным.
Поскольку вопрос о проведении государственной регистрации подлежит разрешению в порядке, установленном специальным законодательством, суд считает, что требование о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок удовлетворению не подлежит. В данном случае у суда отсутствует возможность проверить все обстоятельства для осуществления регистрации права, поэтому прямое указание на обязанность принятия положительного для административного истца решения может привести к нарушению положений специального закона.
Для восстановления и защиты нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на орган регистрации обязанность повторно рассмотреть заявление Зарипова Р.А. о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 07 февраля 2017 года.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по РТ Гульмановой Н.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Управление Росреестра по РТ повторно рассмотреть заявление Зарипова Р.А. о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требования Зарипова Р.А. к Управлению Росреестра по РТ, государственному регистратору Гульмановой Н.Ш. о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.