8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2а-4424/2017 ~ М-3676/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

    Дело № 2а-4424/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 октября 2017 года Ленинский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Гарбушиной О.В., при секретаре Дручининой Е.И., с участием административного истца Булгакова Д.Н., представителя административного ответчика Синицкой А.О.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Булгакова <данные изъяты> интересах Булгаковой <данные изъяты> к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в постановке ребенка на учет для определения в МДОУ,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратилась в суд с требованиями к администрации <адрес> о признании незаконным отказа администрации <адрес> в обеспечении возможности несовершеннолетнего получить общедоступное бесплатное дошкольное образование, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился на имя начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> по Ф-1, а также к и.о. главы администрации <адрес> для постановки на учет для направления в МДОУ Детский сад № «Тигрёнок» <адрес> дочери Булгаковой Н.Д. В обеспечении возможности несовершеннолетнего получить общедоступное бесплатное дошкольное образование на обращения ему было отказано со ссылкой на п. 2.6 абз. 3 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги» «Прием заявлений, постановка на учёт детей в целях зачисления в муниципальные организации, регулирующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования», кроме этого не представлен документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории ВГО. Просит суд, признать незаконным абз. 3 п. 2.6 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования» в редакции Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать незаконными бездействие (действие) администрации <адрес>, выраженные в отказе принятия документов для возможности несовершеннолетнего получить общедоступное бесплатное дошкольное образование; обязать устранить нарушения прав несовершеннолетней Булгаковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Ленинского районного суда от 09.10.2017г. производство по делу в части требований о признании незаконным абз. 3 п. 2.6 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования» в редакции Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, прекращено.

        В судебном заседании административный истец просил признать незаконными действие администрации <адрес>, выраженное в отказе принятия документов для возможности несовершеннолетней получить общедоступное бесплатное дошкольное образование и обязать ответчика устранить нарушения прав несовершеннолетней Булгаковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. Суду показал, что ребенок зарегистрирован по месту его пребывания в <адрес>. По территориальности <адрес> находится на территории <адрес>, поэтому необходимости в регистрации ребенка в <адрес> нет. Семья проживает в <адрес> в квартире, которая им не принадлежит. Временной регистрации по месту проживания нет, договора найма квартиры нет. Ребенок посещает поликлинику № по месту жительства. Он работает адвокатом в конторе адвокатов в <адрес>. Настаивал на удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика не согласилась с иском, изложив доводы в мотивированном отзыве. Пояснила, что законность оспариваемого пункта постановления проверялась судом и решением суда данный пункт был признан законным, решение вступило в законную силу. Просила суд заявление оставить без удовлетворения.

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно положений статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Исходя из содержания положений статьи 43 Конституции РФ, постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства.

Как указывает Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права. Необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, предполагает деятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, оспаривающих решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно абз. 3 п. 2.6. административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учёт детей в целях зачисления в муниципальные организации, регулирующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования», утвержденного постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы: - свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания (в редакции постановления № от 08.08.2014г.).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований Свиридова С.И. о признании незаконным абз.4 (3) п.2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образование (детские сады)», утв. Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, положения данного пункта признаны соответствующими ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ», Порядку приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014г. №.

Обращаясь в суд настоящими требованиями, административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением на имя начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> по Ф-1, а также на имя и.о. главы администрации <адрес>, в интересах своей несовершеннолетней дочери, для постановки на учет для направления в МДОУ Детский сад № «Тигрёнок» <адрес>.

Ответчиком ему было отказано со ссылкой на п. 2.6 абз. 3 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги» «Прием заявлений, постановка на учёт детей в целях зачисления в муниципальные организации, регулирующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования», поскольку не представлен документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории Владивостокского городского округа.

Суд, исходя из требований нормативного акта, представленных сторонами доказательств по делу, полагает отказ законным и обоснованным в силу следующего.

            Согласно положений части 8 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с положениями пункта 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Муниципальные образовательные организации <адрес>, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, закреплены за территориями Владивостокского городского округа.

В соответствии с пунктом 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Указанная норма предполагает обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.

В соответствии с пунктом 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, для приема в образовательную организацию необходимо предоставление, в том числе, свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 2.6 административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет в том числе, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, согласно пункту 2.11 регламента, является предоставление родителями (законными представителями) документов, не соответствующих установленным требованиям.

При рассмотрении и разрешении дела суд установил, что Булгаков Д.Н. и его дочь Булгакова Ника зарегистрированы по месту пребывания в <адрес>, а в <адрес> по месту пребывания или жительства они ни истец, ни ребенок регистрации не имеют. При обращении за получением муниципальной услуги доказательств, подтверждающих факт проживания ребенка и истица в <адрес> не представлено.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Положениями статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Аналогичные положения установлены пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодексу Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Суд полагает, что перечень документов, установленный п. 2.6 абз. 3 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги» «Прием заявлений, постановка на учёт детей в целях зачисления в муниципальные организации, регулирующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования», а именно, предоставление документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства в <адрес>, необходим исключительно для соблюдения баланса и прав жителей разных муниципальных образований в части получения дошкольного образования.

При этом, отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства на закрепленной территории за МДОУ не позволяет администрации <адрес> установить факт проживания ребенка по соответствующему адресу в рамках закрепленной за дошкольным образовательным учреждением территории, в связи с чем, прием детей при отсутствии подтверждающих документов нарушает пункт 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования и права лиц, имеющих соответствующую регистрацию по месту жительства, а также не соответствует принципу обеспечения территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня, установленному Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

Булгаков Д.Н. в судебном порядке факт проживания по месту жительства на территории <адрес> не устанавливал, соответствующий документ об этом для получения муниципальной услуги не представил, суду доказательств проживания ребёнка на территории <адрес> также не представил.

Более того, в исковом заявлении Булгаков также не указывает адрес, где он проживает во Владивостоке, а указывает на адрес по месту пребывания в <адрес>.

Доводы о том, что он является адвокатом и работает на территории <адрес>, не заслуживают внимания, поскольку проживая в <адрес> препятствий для работы во Владивостоке нет.

Предоставленная медицинская карта ребенка из поликлиники № <адрес> также не подтверждает проживание ребенка на территории Владивостока по <адрес>, данный адрес указан со слов родителей ребенка.

Как пояснил истец, квартира по <адрес> в <адрес>, где он якобы проживает с семьей, принадлежит постороннему лицу, договор найма на данное помещение не заключался.

Согласно представленных ответчиком сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на учете для направления в муниципальные дошкольные образовательные учреждения <адрес> состоял 1191 ребенок в общей очереди, 226 детей - в льготной очереди.

Вместе с тем, задача органов муниципальных образований при разработке Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования и права лиц, имеющих соответствующую регистрацию по месту жительства или месту пребывания состоит в обеспечении и согласовании прав и интересов, в установлении между сторонами разумного и справедливого баланса.

Анализируя представленные доказательства по делу в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

     административные исковые требования Булгакова <данные изъяты> в интересах Булгаковой <данные изъяты> к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в постановке ребенка на учет для определения в МДОУ - оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения 16.10.2017г.

                   Судья:             Гарбушина О.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн